Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

13 сентября 2020 года.

Положение честного пояса Пресвятой Богородицы.

Положение честного пояса Пресвятой БогородицыПоложение честного пояса Пресвятой Богородицы

Богоро́дице Присноде́во, челове́ком покро́ве, Ри́зу и По́яс пречи́стаго Твоего́ телесе́, держа́вное гра́ду Твоему́ обложе́ние дарова́ла еси́, безсе́менным Рождество́м Твои́м, нетле́нна пребыва́ющи: о Тебе́ бо и естество́ обновля́ется и вре́мя, тем же мо́лим Тя, мир гра́ду Твоему́ дарова́ти, и душа́м на́шим ве́лию ми́лость.

    Пояс Пресвятой Богородицы был одной из трех главных святынь Константинополя, связанных с земной жизнью Божией Матери: кроме Пояса, в Царьграде хранились Риза Девы Марии и икона Божией Матери Одигитрии, написанная, евангелистом Лукой.
    До конца IX века  не существовало никаких письменных упоминаний о данной реликвии. Впервые письменно упоминается происхождение пояса Богородицы в Минологии Василия II и в Синаксаре Константинопольской церкви, оба источника X века.
    По преданию, Святая Дева Мария собственноручно соткала пояс из верблюжей шерсти и после Своего Успения явилась к апостолу Фоме, не успевшему к погребению Божией Матери и скорбившему об этом, и отдала ему пояс, дабы утешить верного ученика Христова. Вверенная апостолу Фоме святыня, в первые века преемственно хранилась в Иерусалиме у благочестивых христиан.
    Синаксарь Константинопольской церкви повествует, что пояс Богородицы хранился в городе Зила (территория современной северной Турции), а при императоре Юстине II (565—578 годы) пояс был перенесён в Константинополь в Халкопратийскую церковь, в храме для хранения пояса была устроена отдельная часовня Агиа Сорос (Святой Ковчег). В конце IX века Иосиф Песнописец написал канон для праздника положения пояса в Халкопратии.
    В Минологии Василия II рассказывается, что пояс и риза Богородицы хранились в Иерусалиме и при императоре Восточной Римской империи Аркадии (395-408), были перевезены в Константинополь, где пояс был помещен в ковчег и запечатан золотой печатью императора Аркадия с указанием года и точного дня этого великого события и торжественно положен в Халкопратийскую церковь.
    На протяжении столетий ларец с Поясом Богоматери не открывали, но спустя пять веков после Положения Пояса в Халкопратийском храме, при императоре Льве VI Мудром (886-911), его жене, которая долгое время страдала неизлечимой болезнью, было видение, что она избавится от своего недуга, если на нее возложат Пояс Пресвятой Богородицы. Император открыл ларец и обрел Пояс в целости и сохранности, сверкающим и чистым, будто сотканным вчера. Пояс был запечатан золотым хрисовулом императора Аркадия, на котором были указаны год и индикт Положения Пояса в Царьграде, а также точная дата этого события — 31 августа. По повелению императора Пояс Пресвятой Девы был возложен на голову страждущей императрицы Евфимием, будущим Патриархом Константинопольским, и та исцелилась. Все вознесли хвалу Христу Спасителю и Его Пречистой Матери. Благодарная императрица вышила Пояс золотыми нитями, и святая реликвия была снова положена в раку. Таким образом, случилось второе Положение Пояса.
    В память о чуде, которое произошло и в честь двукратного положения, в XII веке в царствование Мануила I Комнина (1143-1180), был официально установлен праздник Положения честного пояса Пресвятой Богородицы, проводимый 31 августа. До того его чествовали 1 июля, в совместном праздновании с Честными Ризами Богородицы.
    Пояс оставался в Константинополе до конца XII века, где был разделен на несколько частей, одну из которых византийские императоры брали с собой в военные походы. Среди последствий поражения Исаака Ангела от болгарского царя Асана в 1185 г. было то, что эта часть пояса была захвачена и увезена в Болгарию, а впоследствии перевезена в Сербию. Сербский князь Лазарь I передал часть Пояса вместе с частицей истинного Креста в дар Ватопедскому монастырю на святой горе Афон.
    Остальные части Пояса, помимо монастыря Ватопед доныне хранятся на Кипре (в монастыре Троодитисса) и в Грузии в Влахернская церкови в Зугдиди. В последнем хранится часть Пояса, привезённая племянницей императора Романа III, ставшей женой грузинского царя Баграта IV. В начале XIX века Нино, дочь царя Георгия XII, после принятия российского подданства, прислала часть пояса в дар императору Александру I, который, украсив его драгоценными камнями, вернул обратно и повелел построить в Зугдиди церковь для хранения реликвии.
    Глубоко символична дата празднования Положения Пояса Пресвятой Богородицы: этот праздник является продолжением праздника Успения Пресвятой Богородицы — он не только посвящен Божией Матери, но само событие дарования Пояса произошло в связи с Успением. В практике афонских монастырей эта связь еще очевиднее — на Афоне попразднство Успения продолжается вплоть до дня Усекновения главы св. Иоанна Предтечи, а ведь вслед за этим днем и его однодневным попразднством и совершается торжество Положения Пояса.
    Тем самым, церковный год начинается с Рождества Пресвятой Богородицы, спустя неделю после церковного новолетия и заканчивается Успением Пресвятой Богородицы и связанным с ним праздником Положения Ее честного Пояса.
    Годовой круг церковных праздников вновь и вновь напоминает нам о событиях, благодаря которым и стало возможно спасение человека, и такие его начало и конец ясно указывают на смиренный подвиг Той, что была избрана стать Матерью Христа; Той, между Рождеством и Успением Которой и наступило лето благоприятное совершенного Господом Иисусом Христом домостроительства спасения; Той, на Чье Предстательство и уповают все православные христиане.
    Освящаемые на частях Пояса Божией Матери пояски раздаются верующим для ношения; многие женщины, имевшие ту или иную немощь, благодаря Предстательству Пресвятой Богородицы получили от них исцеление.