Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Собор Священномученников Лопасненских

Миссионерский отдел Московской епархии

Незнакомое православие

Православная библиотека мобильное приложение

Православный молитвослов мобильное приложение

21 сентября 2017 года.

Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Преснодевы Марии.

Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Преснодевы МарииРождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Преснодевы МарииРождество Твое, Богородице Дево,  радость возвести всей вселенней: из Тебе бовозсия Солнце Правды, Христос Бог наш, и, разрушив клятву, даде благословение, и, упразднив смерть, дарова нам живот вечный.
                                                                                                                                                           Тропарь, глас 4
Пресвятая Дева Мария родилась в то время, когда люди дошли до таких пределов нравственного упадка, при которых их восстание казалось уже невозможным. Лучшие умы той эпохи сознавали и часто открыто говорили, что Бог должен сойти в мир, чтобы исправить веру и не допустить погибели рода человеческого.
Сын Божий восхотел для спасения людей принять человеческое естество, и Пречистую Деву Марию, единственную достойную вместить в Себя и воплотить Источник чистоты и святости, Он избирает Себе Матерью.
Очень давно, больше двух тысяч лет назад, в Палестине, в Галилее, в маленьком городке Назарете, жили муж и жена - Иоаким и Анна. Происходили они из древних и знатных родов и глубоко верили в Бога. Семья была довольно зажиточная (Иоаким владел большими стадами овец), но жили они очень скромно - большую часть доходов жертвовали на Иерусалимский храм и раздавали беднякам.
И все же Господь послал Иоакиму и Анне нелегкое испытание - у них не было детей. Добрые супруги очень переживали и не переставали молить Господа, чтобы Он даровал им дитя: ведь семья без детей не семья. Да и, кроме того, как и все иудеи, они знали по предсказаниям, что из рода царя Давида (из рода Иоакима) скоро должен родиться Спаситель мира.
А в то время считалось, что если у людей нет детей, то они - грешники и так наказывает их Господь за грехи. Поэтому-то соседи Иоакима и Анны частенько подсмеивались и осуждали их. Но супруги старались не обижаться на злые и несправедливые слова и по-прежнему жили праведно и горячо молились Господу.
И вот, когда даже надежда уже почти оставила Иоакима и Анну, Господь вознагадил их за долготерпение и  веру.
Наступил один из больших праздников. Как и все мужчины, старец Иоаким направился в Иерусалим, чтобы принести жертву Господу в храме. Он принес богатые дары, но священник Иссахар в этот раз не принял его жертву. Он сказал Иоакиму, что дар бездетного, а значит, грешного человека неприятен Богу. Громко сказанные жестокие и несправедливые слова вызвали насмешки находившихся в храме людей.
Сердце несчастного Иоакима пронзило такой болью, что казалось, оно сейчас разорвется. Не глядя ни на кого, в глубокой печали, он поспешно покинул храм...
Иоаким не заметил, как оказался в пустынном месте. "Не вкушу никакой пищи, не возвращусь в дом свой, пока не услышит меня Господь Бог, - решил бедный Иоаким. - Пусть слезы мои будут мне пищей, а пустыня - домом моим..." Здесь, в пещере, где укрывались в непогоду пастухи, сорок дней и ночей оплакивал он свое горе и молился Господу.
Весть о том, что священник не принял жертву Иоакима, а сам он куда-то исчез, долетела и до Анны. Всем сердцем ощутила она боль мужа и не смогла сдержать слез. "Теперь, - всхлипывала Анна, - я несчастнее всех: Богом оставлена и мужем забыта!" Долго плакала она... Но вот до ее слуха донеслось птичье пение. Обернувшись, Анна увидела среди ветвей лаврового дерева гнездо с неоперившимися птенцами. Их кормила маленькая птичка.
Еще сильнее полились слезы у бедной женщины. "Я самая грешная из всех! Другие носят на руках детей своих, лишь одна я лишена этого утешения! От других принимают дары в храм Божий, и оказывают им уважение за то, что у них есть дети. Одна я отвержена от храма Бога моего! Горе, горе мне! Воззри же, Господи, на меня иуслыши наконец плач мой и молитвы мои!"
И... о чудо! Плачущая Анна увидела Ангела, который произнес: "Анна! Господь услышал твои молитвы. Ты родишь Дочь и назовешь Ее Марией, что значит "госпожа, надежда". Ею даруется спасение всему миру".
Ангел велел Анне идти в Иерусалим, где у Золотых ворот храма она встретит своего мужа. Изумленная Анна едва смогла вымолвить в ответ: "Жив Господь Бог мой!" Немного времени потребовалось ей на сборы - и вот она уже в Иерусалиме. В указанном месте жену ждал взволнованный Иоаким.
Оказывается, и с ним случилось чудо: ему тоже явился Ангел и сказал: "Господь принял твои молитвы, Иоаким: у вас родится Дочь на радость всему миру. Иди же в Иерусалим - там у Золотых ворот ты встретишь свою жену".
Потрясенные Иоаким и Анна не верили своему счастью! Немного придя в себя от радости, они дали обещание посвятить будущего ребенка Богу. А когда на деревьях зазолотились листья и наступила осень, у праведной четы родилась долгожданная Дочка. И это было чудом - ведь Иоаким и Анна были уже очень пожилыми людьми. Но Богу подвластно все, недаром Его называют Всемогущим. Девочку, как  и сказал Ангел, назвали Марией.
Иоаким и Анна нежно любили свою Дочь, они не могли нарадоваться на Нее. Помня слова Ангела о том, что их маленькой Дочурке предстоит великое будущее, счастливые родители просто благоговели перед Ней.
Теперь уже и соседи радовались за Иоакима и Анну. Они поняли, как были неправы, что обижали таких хороших людей. Но никто из них не мог себе и представить, что эта славная Девочка через несколько лет станет Матерью Самого Спасителя рода человеческого.
Праздник Рождества Пресвятой Богородицы относится к двунадесятым праздникам Православной Церкви. Это один из четырех важнейших - наряду с Введением во храм, Благовещением и Успением - Богородичных праздников, т.е. праздников, посвященных прославлению Божией Матери.
Несмотря на то, что праздник Рождества Пресвятой Богородицы часто именуется “началом праздников” - ведь он хронологически открывает череду двунадесятых новозаветных торжеств - по времени своего появления в Церкви он один из позднейших.
Древнейшее свидетельство на православном Востоке о празднике Рождества Богородицы содержится в Иерусалимском Лекционарии (так назывались сборники, содержащие уставные указания, касающиеся богослужебных чтений Священного Писания в дни важнейших праздников церковного года) VII столетия.
На западе праздник упоминается впервые в сакраментарии  или требнике - сборнике богослужебных текстов -  папы Геласия, но этот требник по данным церковной исторической науки также относится к гораздо более позднему времени - он составлен не ранее VIII столетия. На Западе, в отличие от Востока, праздник этот поначалу не получил широкого и повсеместного распространения.