Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Собор Священномученников Лопасненских

Миссионерский отдел Московской епархии

Незнакомое православие

Православная библиотека мобильное приложение

Православный молитвослов мобильное приложение

15 февраля 2017 года

Сретение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.

Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром: яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей, свет во откровение языков и сла¬ву людей Твоих Израиля.

Молитва святого Симеона Богоприимца

Слово «сретение» значит встреча.

На сороковой день после Рождества Христова Дева Мария в сопровождении святого Иосифа принесла сына своего в Иерусалимский храм, как того требовал закон Моисея (в память об исходе евреев из Египта и об избавлении от рабства, каждый первый сын в израильской семье посвящался Госпо­ду). Кроме того, каждый мальчик на сороковой день после рождения должен был приноситься матерью в храм, где родители, в благодар­ность Богу, приносили символическую жертву - выкуп. Для бедных это была покупка двух голубей при храме.

Иосиф и Мария также принесли Мла­денца Иисуса и жертву за Него - двух голубиных птенцов. В притворе храма два ветхозаветных праведника - Симеон, названный Богоприимцем, и пророчица Анна - встретили Святое Семейство.

Еще в молодые годы святой старец Симеон во время перевода книги пророка Исаии решил вместо слов «Дева родит Сына» написать: «Молодая женщина родит сына», но был остановлен Ангелом, который возвестил ему, что он не умрет, пока не увидит своими глазами исполнения пророчества.

Прошли годы и десятилетия. Три раза старец встретил рубеж веков, то есть прожил больше 300 лет! , но смерть как-будто забыла о нем. При входе в храм встретил их старец Симеон, живший в Иерусалиме. Он ожидал пришествия Спасителя, и Дух Святой обещал ему, что он не умрет до тех пор, пока своими глазами не увидит Спасителя. Увидев Марию с Младенцем, Симеон подошел, взял на руки Иисуса и, благодаря Бога, сказал:

- Теперь Ты отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему с миром, так как увидели глаза мои спасение Твое, которое Ты пригото­вил для всех людей.

Пророчество исполнилось. Иосиф и Мария удивлялись словам старца. А он, обратившись к Марии, сказал о Ее Сыне:

- Из-за Него будут спорить в народе. Одни спасены будут через Него, а другие погибнут. Тебе Самой оружие пройдет душу, - предска­зал Симеон Божией Матери горе, которое Она переживет, видя Своего Сына на кресте.

В Иерусалиме жила очень старая женщина Анна, которая все время проводила в молитве. Она тоже в этот день пришла в храм и узнала Спасителя, и прославляла Его.

Так первыми узнали Спасителя очень старые люди, встретили его Его в храме, который они так любили и где проводили так много времени в молитве.

Симеон и Анна были первыми пророками после рождения Спаси­теля. Пророки ветхозаветные говорили о том, что придет Спаситель, но ни один из них не видел Его на земле. Симеон знал их пророчества, верил в то, что обещано было ему Духом Святым и, дождавшись рожде­ния Христа, сказал о том, как люди будут принимать Его учение. Вдохновенная молит­ва Симеона часто поется в церкви, и мы слышим ее в субботу за Всенощной. В ней  благодарность Богу за то, что Спаситель принес на землю для всех людей, язычников и израильтян - свет Своего учения.

Но Симеон также знал, что не все люди с радостью примут Христа, что они не примут Его учения о любви и распнут Его и что Матери Божией пред­стоит великое горе - видеть страдание и смерть Сына Своего.

Мы вспоминаем, как принесли Младенца Христа в храм и как Его встретили Симеон и Анна, в день Великого Двунадесятого Праздника Сретения Господня.

В православной Церкви, в воспоминание Сретения Христова, полагается на сороковой день после рождения приносить детей первый раз в храм.

Мать входит в церковь с младенцем в руках. Батюшка берет дитя от матери на свои руки и несет его к алтарю, читая молитву праведного Симеона.

Затем священник под­носит ребенка к Царским вратам, откуда за Литургией выносится чаша со Святыми Дарами. Обычай этот называется воцерковлением; это значит, что ребенок, первый раз в своей жизни принесенный в церковь, становится ее членом и уже может, как все православные, причащаться Тела и Крови Спасителя.

Праздник Сретения Господня относится к древнейшим праздникам христианской Церкви. Но до VI века этот праздник совершался не так торжественно.

В 528 году, при императоре Юстиниане (527-565), Антиохию постигло бедствие - землетрясение, от которого погибло много народа. За этим несчастьем последовало другое. В 544 году появилась моровая язва, уносившая ежедневно по несколько тысяч человек. В эти дни всенародного бедствия одному из благочестивых христиан было открыто, чтобы празднование Сретения Господня совершать торжественнее.

Когда в день Сретения Господня было совершено всенощное бдение и крестный ход, бедствия в Византии прекратились. В благодарность Богу, Церковь в 544 году установила праздновать Сретение Господне торжественнее.

Многими песнопениями украсили праздник церковные песнотворцы: в VII веке - святитель Андрей, архиепископ Критский, и в VIII веке - святитель Косма, епископ Маиумский, преподобный Иоанн Дамаскин, святитель Герман, Патриарх Константинопольский, в IX веке - святитель Иосиф Студит, архиепископ Солунский.

С событием Сретения Господня связана икона Пресвятой Богородицы, именуемая "Умягчение злых сердец", или "Симеоново проречение".

Икона "Симеоново проречение" символизирует исполнение пророчества праведного старца Симеона: "Тебе Самой оружие пройдет душу" (Лк. 2, 35).