Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Миссионерский отдел Московской епархии

Незнакомое православие

Православная библиотека мобильное приложение

Православный молитвослов мобильное приложение

07 января 2017 года

Рождество Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа

Тропарь праздника:
Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума, в нем бо звездам служащии звездою учахуся Тебе кланятися, Солнцу Правды, и Тебе ведети с высоты Востока. Господи,слава Тебе!

Пришествие Самого Бога в мир людей для спасения их от власти греха и вечной смерти было предсказано пророками задолго до осуществления  этого величайшего события, и благочестивые люди с трепетом ожидали рождения Спасителя.
О Рождестве Христа так повествуется у евангелистов Матфея и Луки.
Император Август решил провести перепись во всем государстве. Мария, обрученная престарелому Иосифу, должна была записаться в том городе, откуда происходил их царственный предок пророк Давид - в Вифлееме.
Ночь застала путников в предместье. Гостиницы, которые обычно строились у дороги, были заполнены народом по случаю переписи. Путники нашли прибежище в пещере, куда пастухи загоняли скот во время непогоды. В полночь в пастушечьей пещере произошло неведомое миру событие, которое изменило и определило всю историю мира - Рождество Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.
В то время иудейский народ жил надеж¬дами на исполнение пророчеств, ожидал пришествия Мессии - Христа. О нем звучали проповеди в храме, рассуждали иудейские старцы в синагогах, о Мессии малые дети спрашивали своих родителей, о времени пришествия Мессии беседовали между собой друзья. Весь иудейский народ в ожидании Мессии был похож на натянутую струну. Ожидание Спасителя было всеобщим, оно захватило языческий мир. Римские пророчицы сивиллы указывали на Иудею. О скором пришествии Спасителя писал Вергилий. О мессианских ожиданиях народа свидетельствуют римские историки. Посланцы из далекого Китая приходили в Палестину, чтобы узнать, не родился ли там мудрый царь Израиля - второй Соломон.
Христос пришел на землю. Вифлеем спал глубоким сном. Двери домов были закрыты для Бога - Младенца. Мир принял своего Царя в пещере для скота. Ложем Младенцу служила положенная в  ясли охапка сена.
Так незаметно для всего мира и в такой убогой обстановке холодной, неуютной пещеры начал Свою жизнь на земле Господь Иисус Христос.
Он был и Младенцем, каким бывает всякий человек, но одновременно Он был и Сыном Божиим, вторым лицом Святой Троицы. Иисус Христос был и Богом, и Человеком. В Нем Бог соединился с Человеком.
Всё, что есть у людей, было и у Него. Кроме одного: у Иисуса Христа не было греха. Он был безгрешным.
Господь скрыл Свою Божественность под человеческим видом, так чтобы не все люди чувствовали и ощущали это, а только те, у которых было чистое сердце.
Он сделал это для того, чтобы быть с людьми и научить их правде Божией. Господь принял человеческое тело, чтобы им пострадать на кресте за наши грехи, победить диавола и смерть и открыть нам двери рая.
Евангелие говорит о других двух событиях Рождества - о поклонении пастухов и волхвов. Пастухи восприняли весть о Рождестве Христа от Ангелов; волхвов привела в Вифлеем звезда.
Здесь мы видим два пути познания Бога: первый - путь детской непосредственной веры. Это вера простых людей. Второй путь - вера волхвов - это вера ученых и философов. Через види¬мый мир, через священные книги они познают Бога.
День накануне Рождества Христова называется «сочельником».
Это последний день Рождественского поста, в который благочестивые люди воздерживаются от пищи: ждут появления на небе  первой звездочки – вспоминают звезду приведшую волхвов к Спасителю. Название «сочельник» происходит от слова «сочиво». Сочиво – это вареная крупа, смешанная с медом, в которую добавляли также орехи; это блюдо употребляли в начале трапезы в дни строгого поста перед праздниками Рождества и Крещения.
День Рождества Христова мы празднуем 7 января (25 декабря по старому стилю). Храмы в этот день украшаются, священники надевают самые лучшие ризы, зажигаются все лампады.
В церкви часто повторяется молитва: «Слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение» Этими словами начинается за каждой Всенощной пение очень торжественной молитвы, которая называется Великое славословие; в ней люди славят Христа, как славили Его ангелы на небе, в ночь Его Рождества.
Дома на Рождество мы зажигаем елки, которые украшаем как можно красивее, радуемся им, как радовались в раю  прекрасному творению Адам и Ева. Когда они согрешили, их непослушание принесло на землю зло и смерть, от которых Бог через пророков обещал нам избавление – рождение Спасителя. В день Рождества Христова мы празднуем исполнение этого события.
Праздник Рождества - это праздник мира.
По преданию, в год Рождества не было войн на земле. Господь принес мир, мир человека с Богом. Он несет мир мятущейся душе и больной совести.
И в  рождественских песнопениях Церковь повторяет, как победоносный гимн: «С нами Бог!». Бог с нами на земле, чтобы мы были с Ним в вечной радости.