Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Собор Священномученников Лопасненских

Миссионерский отдел Московской епархии

Незнакомое православие

Православная библиотека мобильное приложение

Православный молитвослов мобильное приложение

07 января 2017 года

Рождество Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа

Тропарь праздника:
Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума, в нем бо звездам служащии звездою учахуся Тебе кланятися, Солнцу Правды, и Тебе ведети с высоты Востока. Господи,слава Тебе!

Пришествие Самого Бога в мир людей для спасения их от власти греха и вечной смерти было предсказано пророками задолго до осуществления  этого величайшего события, и благочестивые люди с трепетом ожидали рождения Спасителя.
О Рождестве Христа так повествуется у евангелистов Матфея и Луки.
Император Август решил провести перепись во всем государстве. Мария, обрученная престарелому Иосифу, должна была записаться в том городе, откуда происходил их царственный предок пророк Давид - в Вифлееме.
Ночь застала путников в предместье. Гостиницы, которые обычно строились у дороги, были заполнены народом по случаю переписи. Путники нашли прибежище в пещере, куда пастухи загоняли скот во время непогоды. В полночь в пастушечьей пещере произошло неведомое миру событие, которое изменило и определило всю историю мира - Рождество Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.
В то время иудейский народ жил надеж¬дами на исполнение пророчеств, ожидал пришествия Мессии - Христа. О нем звучали проповеди в храме, рассуждали иудейские старцы в синагогах, о Мессии малые дети спрашивали своих родителей, о времени пришествия Мессии беседовали между собой друзья. Весь иудейский народ в ожидании Мессии был похож на натянутую струну. Ожидание Спасителя было всеобщим, оно захватило языческий мир. Римские пророчицы сивиллы указывали на Иудею. О скором пришествии Спасителя писал Вергилий. О мессианских ожиданиях народа свидетельствуют римские историки. Посланцы из далекого Китая приходили в Палестину, чтобы узнать, не родился ли там мудрый царь Израиля - второй Соломон.
Христос пришел на землю. Вифлеем спал глубоким сном. Двери домов были закрыты для Бога - Младенца. Мир принял своего Царя в пещере для скота. Ложем Младенцу служила положенная в  ясли охапка сена.
Так незаметно для всего мира и в такой убогой обстановке холодной, неуютной пещеры начал Свою жизнь на земле Господь Иисус Христос.
Он был и Младенцем, каким бывает всякий человек, но одновременно Он был и Сыном Божиим, вторым лицом Святой Троицы. Иисус Христос был и Богом, и Человеком. В Нем Бог соединился с Человеком.
Всё, что есть у людей, было и у Него. Кроме одного: у Иисуса Христа не было греха. Он был безгрешным.
Господь скрыл Свою Божественность под человеческим видом, так чтобы не все люди чувствовали и ощущали это, а только те, у которых было чистое сердце.
Он сделал это для того, чтобы быть с людьми и научить их правде Божией. Господь принял человеческое тело, чтобы им пострадать на кресте за наши грехи, победить диавола и смерть и открыть нам двери рая.
Евангелие говорит о других двух событиях Рождества - о поклонении пастухов и волхвов. Пастухи восприняли весть о Рождестве Христа от Ангелов; волхвов привела в Вифлеем звезда.
Здесь мы видим два пути познания Бога: первый - путь детской непосредственной веры. Это вера простых людей. Второй путь - вера волхвов - это вера ученых и философов. Через види¬мый мир, через священные книги они познают Бога.
День накануне Рождества Христова называется «сочельником».
Это последний день Рождественского поста, в который благочестивые люди воздерживаются от пищи: ждут появления на небе  первой звездочки – вспоминают звезду приведшую волхвов к Спасителю. Название «сочельник» происходит от слова «сочиво». Сочиво – это вареная крупа, смешанная с медом, в которую добавляли также орехи; это блюдо употребляли в начале трапезы в дни строгого поста перед праздниками Рождества и Крещения.
День Рождества Христова мы празднуем 7 января (25 декабря по старому стилю). Храмы в этот день украшаются, священники надевают самые лучшие ризы, зажигаются все лампады.
В церкви часто повторяется молитва: «Слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение» Этими словами начинается за каждой Всенощной пение очень торжественной молитвы, которая называется Великое славословие; в ней люди славят Христа, как славили Его ангелы на небе, в ночь Его Рождества.
Дома на Рождество мы зажигаем елки, которые украшаем как можно красивее, радуемся им, как радовались в раю  прекрасному творению Адам и Ева. Когда они согрешили, их непослушание принесло на землю зло и смерть, от которых Бог через пророков обещал нам избавление – рождение Спасителя. В день Рождества Христова мы празднуем исполнение этого события.
Праздник Рождества - это праздник мира.
По преданию, в год Рождества не было войн на земле. Господь принес мир, мир человека с Богом. Он несет мир мятущейся душе и больной совести.
И в  рождественских песнопениях Церковь повторяет, как победоносный гимн: «С нами Бог!». Бог с нами на земле, чтобы мы были с Ним в вечной радости.