Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Собор Священномученников Лопасненских

Миссионерский отдел Московской епархии

Незнакомое православие

Православная библиотека мобильное приложение

Православный молитвослов мобильное приложение

05 июня 2017 года.

День Святого Духа.

Святой ДухСвятой Дух

Этот переходящий праздник - Сошествие Святого Духа на апостолов, иначе его еще называют в народе Духов день, мы празднуем сразу на другой же день после праздника Святой Троицы в удивительное время - время расцветающего лета. Все, кто ходил в храм с малолетства, знают этот чудный день годичного церковного круга - в приделах и трапезной пахнет свежескошенной травой, охапки которой разбросаны по полу, листвой ветвей, которыми убрано все - от иконных риз до каждого уголка. Дышится в эти дни на богослужении особо - как будто мы вплотную подошли к  райскому саду и слышим дивное благоухание из-за его врат…
Перед тем как вознестись к Отцу, Христос сказал ученикам своим: «…вы примете силу, когда сойдет на Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли» (Деян. 1;8).
Наступил десятый день после Вознесения Господа. Он пришелся на иудейский праздник Пятидесятницы. Апостолы были в Сионской горнице вместе единодушно, как сказано в Писании, - и это очень точное слово, которое описывает их состояние, - они были душою едины, или иначе, в тот момент у них была единая душа на всех. И вот поднялся шум, как от сильного ветра, и наполнил весь дом, «и явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать» (Деян.2; 2-4). В народе случилось великое изумление, все удивлялись, как же все - парфяне, мидяне, еламиты, римляне, прочие, а народностей было немало, - все слышали свою речь из апостольских уст, как будто те были и не галилеяне. В примечаниях к Новому Завету дано толкование этого события как противоположного вавилонскому разъединению народов через насланное на них разноязычие, которое описано в 11-й главе Бытия.
Теперь апостолы, обладая даром говорить на иных языках, могли вновь соединить народы в Вере Христовой - так сказано в Кондаке празднику в переводе с церковно-славянского: «Когда Всевышний, сойдя, смешал языки, Он разделил народы, когда же послал огненные языки, то призвал всех к единению. И поэтому мы единодушно прославляем Всесвятого Духа».
Апостолы говорили на языках всех народов мира, но на самом деле они говорили на едином для всех языке Святого Духа. Поэтому день Троицы считается началом исполнения Нового Завета, рождения Церкви Христовой, где каждый христианин, имеющий в себе частицу Духа Святого, мог теперь слышать не только ухом внешним, но и  ухом внутренним…
И сказали народы, что делать нам? «Петр же сказал им: покайтесь и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святого Духа» (Деян. 2; 38). Согласно тексту Деяний, в тот день крещение приняли около трех тысяч человек. В малонаселенном тогда, относительно нашего, мире это была огромная цифра. Апостолы продолжали проповедовать, и ежедневно к крещению притекали новые и новые люди. На праздничной всенощной на центральном аналое храма мы увидим икону Сошествия Святого Духа на апостолов. Именно это чудесное событие празднуется Церковью в Троицын день.
Как же об этом событии говорит нам икона праздника?
Мы видим апостолов, которые сидят на двух скамьях напротив друг против друга. В центре, между апостолами Петром и Павлом, есть свободное место. Это место - Господа Иисуса Христа. Он невидимо присутствует на иконе. И вот, оставляя незанятым главное место среди апостолов, иконописец как бы говорит нам: во главе Церкви стоит Господь. Он - ее Основатель и всегда в ней пребывает.
Выше мы видим небесный полукруг, а из него исходят огненные языки.
Их - двенадцать, по числу апостолов. Немного напоминает солнце.
И это не случайно: здесь икона говорит нам: как солнце все время дает нам свое тепло и свет,так и Святой Дух постоянно наполняет Церковь Своей благодатью и силой. Апостолы были облечены Его силой, чтобы проповедовать о Спасителе, и таким образом собрать людей в Церковь. В руках апостолы держат свитки. Это Евангелие, Благая Весть о Христе, и они понесут эту весть во все концы земли.
В центре иконы восседают Первоверховные апостолы Петр и Павел. Но ведь на самом деле апостола Павла в день сошествия Святого Духа в Сионской горнице не было. Да и самого апостола Павла не было! Был гонитель христиан Савл, которого Господь потом чудесным образом обратил к Церкви Божией и сделал Своим Апостолом. Почему же он здесь изображен? Да потому, что икона - это не точное изображение того или иного события. Икона с помощью символов передает нам определенную мысль. И вот, помещая апостола Павла на этой иконе, иконописец как бы говорит нам: представить Церковь без проповеднических трудов этого апостола просто невозможно! Он не только нес людям Слово Божие, исходив почти всю Римскую империю, но еще и написал четырнадцать посланий, которые потом вошли в состав Нового Завета. Поэтому-то апостол Павел и изображен здесь вместе с другими апостолами.
Внизу иконы - старец. Это тоже символично. Образ старца - это весь мир! Ведь невозможно же на самом деле поместить здесь всех людей из всех народов. Поэтому и изображен только один человек. А черное пространство означает то, что весь мир до пришествия Спасителя пребывал во тьме, он не был просвещен светом Христовым.
В руках старец благоговейно держит плат с двенадцатью свитками. Это Евангелие. Так икона говорит нам о том, что вся вселенная, все люди не останутся во тьме. Во все концы понесут апостолы Благую Весть о Спасителе мира. Из всех народов они будут собирать людей в Церковь Божию. Ведь Господь основал ее для спасения всех людей. А Дух Святой дает Свою силу каждому человеку, который обращается к Церкви.