18 апреля 2023 года
Страстная седмица
На улице шумной - вечерняя служба во храме.
Вхожу в этот тихий, манящий к раздумью приют,
Лампады и свечи мерцают в седом фимиаме,
И певчие в сумраке грустным напевом поют:
"Чертог Твой я вижу в лучах красоты и сиянья,
Одежды же нет у меня, чтобы в оный войти...
Убогое, темное грешной души одеянье,
О Ты, Светодатель, молюсь я Тебе: просвети!"
После шестого воскресенья Великого поста начинается особая неделя, Страстная седмица, то есть страдальческая. В ней каждый день имеет свой смысл и свое название.
Великий Понедельник - начало страданий Господа. В Великий Понедельник Церковь показывает верующим грядущие вольные страдания Спасителя в ветхозаветном прообразе праведного Иосифа. Из Евангелия читается рассказ о бесплодной смоковнице и злых виноградарях. Церковь указывает своим чадам на то, что засохшая смоковница изображает всякую душу, не приносящую плода покаяния.
В Великий Вторник в евангельских чтениях приводятся беседы Спасителя о воскресении мертвых, о Втором пришествии Господа, о Страшном Суде, притчи о разумных девах, о талантах. Церковь призывает молящихся подражать разумным девам, которые, в отличие от своих неразумных сестер, были готовы к встрече Жениха, то есть Самого Господа.
В Великую Среду Церковь вспоминает о женщине, помазавшей ноги Господа миром и тем подготовившей Его к погребению. Этот поступок грешной женщины и ее любовь к Господу противопоставляется предательскому замыслу Иуды Искариота, одного из учеников Иисуса Христа, замыслившего предать Господа в руки иудейских старейшин и первосвященников. В память этого печального события православные постятся в среду весь год.
Великий Четверток. Двойным чувством - радости и печали проникнуты богослужения Великого Четверга. Печали о начавшемся крестном пути Спасителя и ожидания той великой радости, которую Господь уготовил для всех любящих Его. На утрене в чтении Святого Евангелия повествуется о Тайной вечери, а следуемый затем канон «Сеченое сечется» с удивительной силой и глубиной раскрывает смысл этого события. Творец и Создатель с неизреченной любовью склоняется к созданной им твари, зовет ее к радости соединения с Собой, призывает нас придти и насладиться бессмертной Трапезой. Чертог украшен, трапеза уготована, Чаша растворена... И тут врывается поток исторических событий: Иуда, омочивший руку в солиле, берет сребреники... Евхаристия Великого Четверга есть Литургия Литургий. По заамвонной молитве в кафедральных соборах совершается чин «омовения ног». Вечером совершается чтение 12-ти Евангелий. Молящиеся зажигают свечи и как бы вступают в темноту Гефсиманской ночи, идут на Голгофу, стоят у ног Христа Распятого, вместе с Никодимом и Иосифом полагают его во гроб. Тьма покрывает весь мир.
Великая Пятница - этот день посвящен воспоминанию суда над Христом и Его осуждению, распятию на кресте, страданиям и самой крестной смерти. На вечерне в пятницу выносится из храма плащаница - покров, которым был обвит Спаситель перед положением во гроб.
Иосиф, тайный ученик Христа, богатый и знатный член синедриона из города Аримафеи, после распятия и смерти Господа просил Его тело у Пилата и погреб Его с подобающими почестями и благоговением в своем саду, в приготовленном для себя гробе (Ин. 19, 38-42; Лк. 23, 50-53). В память Иосифа Аримафейского на утрене Великой Субботы поется умилительная стихира: «Приидите, ублажим Иосифа приснопамятнаго...» Утром читаются Царские часы, а днем выносится Плащаница. Вечером все собираются на службу под Страстную Субботу. В этот день распяли Христа, потому православные весь год постятся в пятницу.
Великая Суббота - в этот день вспоминается пребывание тела Господа нашего Иисуса Христа во гробе. Пребывая телом Своим во гробе, Душою Своей Господь сходит в ад и выводит оттуда души ветхозаветных праведников, освобожденных от плена ада силой крестных страданий Спасителя.
Утреня Великой Субботы обычно служится в пятницу вечером. Утренний канон прославляет Господа, Своею смертью победившего смерть. На Литургии Великой Субботы при пении «Воскресни Боже, суди земли...» темные облачения священнослужителей сменяются на светлые. Наступает ожидание того светлого часа, когда все озарится Светом и Небеса с землей наполнятся победными хвалами Воскресшему Христу.
Отстояв утром службу, народ выходит на церковный двор для освящения куличей и крашеных яиц, пасх. Ими разговляются в день Пасхи.
В Великую Субботу совершается ежегодно чудесное возгорание Благодатного огня в пещере Гроба Господня в Иерусалимском Воскресенском храме.