06 сентября 2023 года.
Петровская икона Божией Матери
Наста днесь всечестный праздник пренесения честных мощей твоих, святителю Петре, веселя изрядно твое стадо, и верное Отечество, и люди, / о нихже не оскудевай, моляся Христу Богу, еже от Него дарованной ти пастве сохранитися от враг ненаветованней и спастися душам нашим.
Тропарь святителю Петру, глас 4
Празднование чудотворному образу Петровской Божией Матери совершается 6 сентября, в один день с воспоминанием перенесения честных мощей святителя Петра, митрополита Московского и всея Руси, в новосозданную церковь Успения (1479 г.).
Петровская икона Божией Матери - первая чудотворная икона Москвы. Название образа Петровской Божией Матери происходит от имени ее создателя - святителя-иконописца митрополита Петра Московского. Митрополит Петр (ум. 1326) - митрополит Киевский и всея Руси, первый из митрополитов Киевских, имевших (с 1325 г.) постоянное местопребывание в Москве.
Первая редакция жития святого датируется 1327 годом. Житие сообщает, что игумен Петр был искусным иконописцем и написал Петровскую икону, когда был настоятелем Спасо-Преображенского Ратского монастыря на Волыни. Вместе с братией он подарил икону митрополиту Максиму, который принес ее с собой во Владимир, украсил золотом и дорогими камнями и до конца жизни благоговейно хранил в своей келье и молясь перед ним.
По кончине митрополита Максима, некий игумен Геронтий, возжелавший принять сан митрополита, забрал пастырский жезл и Петровскую икону Богоматери и отправился в Константинополь для получения сана.
Многие русские люди, среди которых был и князь Юрий Галицкий, узнав о намерении игумена Геронтия, выразили свое недовольство. Князь Юрий упросил игумена Петра отправиться в Царьград, воспрепятствовать посвящению Геронтия и самому принять святительский сан. Святитель Петр, повинуясь желанию князя, отправился в Константинополь и прибыл туда раньше Геронтия. Греческий патриарх Афанасий с радостью принял его и посвятил в сан митрополита всея Руси.
Между тем, по устроению Божию, плавание игумена Геронтия оказалось неудачно. Поднялась сильная буря, и встречные ветры, подымая высокие волны, задерживали движение корабля. В бурную ночь игумену Геронтию явилась Пресвятая Богородица в том виде, как Она изображена на иконе свт. Петра, и строго сказала ему: "Напрасно ты трудишься, предпринимая столь дальний путь. Знай, на тебя не возложится святительский сан, который ты хотел восхитить. Но тот, кто написал Мое изображение, Петр, игумен Ратский, служитель Сына Моего и Бога, тот будет возведен на верховный престол митрополии Русской, и украсит его и упасет людей своих, за которых Сын и Господь Мой Иисус пролил Кровь Свою; и так богоугодно пожив, в старости доброй с радостью отойдет к отойдет к Владыке всех". В ужасе проснувшись от сна, игумен Геронтий рассказал бывшим с ним на корабле о своем видении и добавил, что труд их напрасен, ибо они не получат желаемого.
Корабль, на котором плыл игумен Геронтий, лишь с большим трудом достиг константинопольской пристани. Явившись к патриарху Афанасию, Геронтий против своего желания принужден был рассказать о своем сонном видении. Патриарх забрал у него святительские ризы и посох, а также написанную митрополитом Петром икону Богоматери, и, передавая все это законному святителю, сказал: "Приими святой Богородичный образ, который ты написал своими руками, ибо сего ради воздала тебе дар Сама Владычица, предсказав о тебе".
В 1325 году произошло перемещение Русской митрополии из города Владимира в Москву. В это время митрополит Петр перенес написанную им икону Богоматери и поместил ее в Московском Успенском соборе, где она до революции постоянно пребывала над жертвенником. Лишь во время больших крестные ходов святой образ выносили вместе с другой великой московской святыней - Владимирской иконой Божией Матери.
Петровская икона всегда была предметом особо благоговейного почитания в среде русского народа и с древности почиталась чудотворной. Перед ней молился великий князь Иван Васильевич III. В конце XVI века патриарх Иов брал с собой Владимирскую, Донскую и Петровскую иконы для увещевания Бориса Годунова принять царство. Наконец, с Петровским образом Богоматери после периода междуцарствия, в 1613 году, рязанский архимандрит Феодорит отправился в Кострому к Михаилу Феодоровичу Романову для призвания его на царство.
На рубеже XIX - XX веков Петровская икона Божией Матери исчезает из собора. В нем остается лишь небольшая икона-пядница (30,5 Х 24,5 см.) неизвестного происхождения, которая датируется XIV - началом XV века. Существует предположение, что она и является на самом деле древним почитаемым образом Петровской Богоматери.
Икона Божией Матери "Петровская" относится к одному из наиболее любимых русским народом типов богородичных икон, называемому "Умиление". Близкой иконографической аналогией образу является икона Владимирской Богоматери. Но в отличие от прославленного образа, фигуры Богородицы и Младенца Христа на Петровской иконе представлены погрудно, а само изображение дано в зеркальном отражении.
Есть характерные особенности и в жестах рук Богоматери и Спасителя. Редким в богородичной иконографии является изображение объятия Матерью Сына. На Петровской иконе Богородица именно обнимает Младенца, обхватив левой рукой Его за плечи, а правой указуя на Него как на "Истинный Путь и Жизнь". При этом правая рука Богоматери пишется на груди Спасителя, смысл этого жеста - материнское ласкание Младенца.
Руки Спасителя в свою очередь отвечают на материнскую ласку. Сам Младенец, как и на Владимирской иконе, прижимается Своим ликом к лику Богородицы. Его левая рука держит свиток, а правая сложена в достаточно редком для древних образов жесте священнического именословного благословения. Правая благословляющая рука Младенца Христа покоится на груди Матери.
С Петровской иконы Божией Матери в городе Калуге хранится список, прославившийся чудесами. Чтимый список XVI в. находится в настоящее время и в Кирилло-Белозерском музее-заповеднике в городе Кириллове.