21 сентября 2023 года.
Курская-коренная икона Божией Матери Знамение.
Яко необоримую стену и источник чудес, стяжавше Тя раби Твои, Богородице Пречистая, сопротивных ополчения низлагаем.темже молим Тя, мир отечеству нашему даруй и душам нашим велию милость.
Тропарь, глас 4
Приидите вернии, светло да празднуем всечестнаго образа Богоматере чудное явление и от того благодать почерпающе, первообразней умильно возопиим: радуйся, Марие Богородице, Мати Божия, Благословенная.
Кондак, глас 4
Курская икона Знамение Божией Матери - одна из древнейших икон Русской Церкви. Была обретена в XIII веке, во время татарского нашествия, когда все Русское государство испытывало величайшее бедствие, а город Курск, разоренный полчищами Батыя, пришел в запустение. 8 / 21 сентября 1295 года, в день Рождества Пресвятой Богородицы, небольшая дружина охотников из Рыльска прибыла на охоту к реке Тускоре, в 27 верстах от Курска. Один из этих охотников, муж благочестивый и благоговейный, высматривая добычу в лесу, нашел небольшую икону, лежавшую лицом вниз на корне дерева. Едва он поднял икону, чтобы рассмотреть ее, как из того места, где лежала св. икона, забил сильный многоводный источник чистой воды. Икона оказалась "Знамения" Божией Матери.
Охотник, нашедший икону, понял, что это не простая икона. Он созвал своих спутников, и они общими усилиями сейчас же срубили небольшую часовенку, в которой и поставили обретенную икону. Жители Рыльска, узнав о новоявленной иконе, стали посещать ее для поклонения, и от иконы стали источаться многочисленные чудотворения.
Рыльский князь Василий Шемяка, узнав об иконе, приказал перенести ее в Рыльск, что и было сделано с большим торжеством: весь город вышел навстречу чудотворной иконе, приближавшейся с крестным ходом. Только сам Василий Шемяка уклонился от участия в этом торжестве - и ослеп. После усердного покаяния и молитв перед иконою, он опять прозрел. В благодарность за это он соорудил в Рыльске храм Рождества Пресвятой Богородицы, где и была поставлена икона, и с тех пор, в день явления её 21 сентября установлено ежегодное празднование.
Но недолго пробыла икона в Рыльске. Трижды она чудесно исчезала и ее находили в том месте, где она явилась впервые охотнику. После этого рыльчане поняли, что Божия Матерь благоволит, чтобы икона оставалась на месте явления. Соорудив часовню, рыльчане оставили ее там навсегда.
В 1385 году Курская область была снова опустошена татарами. Они хотели сжечь часовню и икону, но деревянная часовня не загоралась. Живший при часовне священник, отец Боголеп, объяснил им, что причина этого чуда - в иконе. Тогда разъяренные татары разрубили икону пополам и разбросали половинки в разные стороны, а часовню сожгли. Священника они взяли в плен, и он в Крыму пас татарские стада. Спустя некоторое время он был выкуплен послами Московского князя, приходившими в Орду, и возвратился к месту, где была часовня. После долгих поисков с постом и молитвою, он нашел обе половинки святой иконы, сложил их вместе, и они срослись так, что не осталось никакого следа от разреза, и только на его месте выступило нечто, "аки роса".
Город Курск был восстановлен через 200 лет в 1597 году, при царе Феодоре Иоанновиче, и тогда же, по его повелению, икона была доставлена в Москву, где благочестивый царь много молился перед ней и вставил ее в драгоценную раму, после чего икона вернулась обратно в свою часовню.
В том же году, с помощью царя, на месте часовни был воздвигнут храм Рождества Пресвятой Богородицы и основан монастырь, который стал называться Коренной пустынью, в память явления иконы при корне дерева.
В 1598 году, при нашествии крымских татар на юг России, святая икона была для большей безопасности перенесена в Курск, а в пустыне был оставлен точный список с нее.
Особая помощь Божией Матери через эту икону связана с важными событиями в истории России: освободительной войной русского народа во время польско-литовского нашествия 1612 года и Отечественной войной 1812 года.
В 1603 году Лжедмитрий I взял ее из Курска в свой лагерь в Путивль, а затем в Москву, где она находилась в царских хоромах до 1615 года, когда она вернулась, по повелению царя Михаила Федоровича Романова, в Курск и была поставлена в Курском соборном храме, а в 1618 году - в соборе Знаменского монастыря. С тех пор большую часть года икона проводила в Курске, а в Коренную пустынь она переносилась лишь на время.
В эти дни св. икона переносилась из Курска в Коренную пустынь и обратно торжественным крестным ходом, который растягивался на весь путь от Знаменского монастыря в Курске до Коренной пустыни - 27 верст. Этот порядок соблюдался до 1919г.
История Курской иконы "Знамения" тесно связана с войной. Так, в 1689 году, во время русско-турецкой войны, её изображение было помещено на полковые знамена. Девиз, вытканный под образом "Знамения", гласил, что богородица исполняет роль "воеводы" русской армии. В 1812 году список с иконы был послан к князю Кутузову в действующую армию.
Перед этой иконой молился и ещё ребенком получил свое первое исцеление преподобный Серафим Саровский.
В ночь с 7 на 8 марта 1898 г. революционеры-безбожники решили взорвать собор с чудотворной иконой, но, несмотря на страшные разрушения в соборе вокруг иконы, сама икона осталась невредима.
12 апреля 1918 г. икона была украдена из собора Курского Знаменского монастыря, но 2 мая опять была найдена и опять вернулась на свое место.
Наконец, в 1919 году, в сопровождении епископа Курского Феофана и нескольких из братии Знаменского монастыря, икона ушла за границу, став главной святыней Русской Зарубежной Церкви, и получив наименование Одигитрия русского рассеяния
В 1950 году под Нью-Йорком была создана Ново-Коренная пустынь для принятия чтимого образа, который прибыл в США 5 февраля 1951 года в сопровождении архимандрита Аверкия (Таушева). С 1957 года икона пребывает в посвященном ей главном соборе Архиерейского Синода в Нью-Йорке.