Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Миссионерский отдел Московской епархии

Незнакомое православие

Православная библиотека мобильное приложение

Православный молитвослов мобильное приложение

28 июля 2017 года

Равноапостольного великого князя Владимира

Равноапостольный великий князь ВладимирРавноапостольный великий князь Владимир

Народ прозвал его Владимир Красно Солнышко. Православная Церковь называет его Владимиром Крестителем и почитает равноапостольным - то есть равным апостолам. В русской истории, пожалуй, нет другого правителя, так наглядно продемонстрировавшего собственной жизнью разницу между тьмой язычества и светом Христовой веры.
Владимир I Святославович был сыном великого князя Святослава Игоревича из рода Рюриковичей и внуком княгини Ольги. До совершеннолетия Святослава, отца Владимира, Ольга правила Киевской Русью и первой из русских правителей, еще до крещения Руси, приняла христианство.
Точная дата рождения будущего князя неизвестна, годом его рождения принято считать 960-й. Воспитывался Владимир в Киеве, под присмотром княгини Ольги.
Уже в 970-м году, то есть примерно в 10 лет, Владимир стал князем Новгородским. Его братьям - Ярополку и Олегу - достались, соответственно, Киевское и Древлянское княжества (древляне - славянское племя, жившее отчасти на территории нынешней Украины, отчасти - Белоруссии).
Наставником и воеводой юного Владимира был Добрыня - брат княгини Ольги. Кстати, скорее всего, именно этот Добрыня стал прототипом одного из трех наших главных былинных богатырей, ведь подвиги Ильи Муромца, Добрыни Никитича и Алеши Поповича относятся как раз ко временам князя Владимира.
Молодой князь был невероятно энергичен и амбициозен. В Новгороде ему было тесно. Формально все русские княжества были независимыми государствами, однако первым среди равных было все же Киевское княжество.
Между братьями - Ярополком, Олегом и Владимиром - в 977-м году разгорелась междоусобная война за киевский престол. Победил Ярополк, Олег погиб, а Владимир бежал к норвежскому королю Хакону Могучему. Таким образом, Ярополк в одиночку начал управлять всеми тремя княжествами сразу, то есть, фактически, всей Киевской Русью.
Владимир с помощью своего воеводы Добрыни набрал в Скандинавии наемников-варягов и с их помощью в 980-м году вернулся в Новгород. Он отвоевал у Ярополка город за городом и в результате взял в осаду Киев. Ярополк был убит, а Владимир стал единоличным правителем Киевской Руси.
Портрет князя Владимира - как, впрочем, любой исторической личности - сложно нарисовать одной краской. Из летописей известно, что в языческий период своей жизни киевский князь не отличался высокой моралью, имел столько жен, наложниц и, как следствие, детей, что исследователи до сих пор всех не сосчитали. Да и свой княжеский трон Владимир Святославич занял не очень красиво - с помощью наемников. А победив, возвел в Киеве капище славянских языческих богов (их статуи назывались капами, отсюда и «капище») и жестоко расправлялся со всеми, кто исповедовал другие религии. Именно в это время в Киеве были убиты одни из первых русских христианских мучеников - варяги Федор и Иоанн. Позже, сразу же после принятия христианства, на месте их гибели Владимир распорядился построить Десятинную церковь.
При Владимире начали чеканить первые русские деньги (златники из золота и сребреники, соответственно, из серебра) - до того в ходу были византийские и арабские деньги. При Владимире на Руси стали массово строиться каменные здания и целые города: Белгород, Переяславль, естественно - Владимир и многие другие.
Владимир Святославич первым из киевских князей попытался объединить русские земли, защитить их от многочисленных врагов - при нем была создана первая засечная черта, то есть граница Киевской Руси. Он выиграл десятки войн с неприятелями и присоединил к Руси огромные территории. При Владимире русские люди начали читать и писать. До него вполне обходились устной речью.
Но главное, что сделал князь Владимир для всех русских людей - это, конечно, крещение Руси в 988-м году. Приняв христианство, князь Владимир изменил не только дальнейшую судьбу всех русских, украинцев и белорусов, бывших тогда одним народом, но и свою собственную. К моменту восшествия князя Владимира на киевский престол на Руси уже были христиане, но большинство людей оставались язычниками.
Русский народ стремительно развивался, в том числе и духовно; многие если не понимали, то чувствовали, что Перун, Даждьбог, Велес и другие языческие боги уже не могут дать ответы на Главные вопросы. Понял это и князь Владимир. То, что веру для Руси Владимир именно выбирал - факт, подтвержденный летописями. Великий князь принимал у себя и посылал свои посольства к мусульманам, иудеям, христианам-«латинянам» (нынешним католикам) и христианам-«грекам» — нынешним православным.
И в 987-м году после Рождества Христова выбор был сделан: Русь было решено крестить «по закону греческому», взятому от Византии. Об этом князь Владимир объявил на своем Совете - прототипе нынешнего парламента.
Сейчас невозможно представить русских людей неправославными, русский пейзаж - без храмов с куполами, русскую жизнь - без Христа.
Однако наивно думать, что народ Киевской Руси с радостью воспринял нововведение своего князя и толпами пошел креститься.
Но Владимира Святославича к форсированию событий подтолкнула сама жизнь. У Византийской империи в тот момент были серьезные проблемы. В 988-м году полководцы Варда Склир и Варда Фока решили совершить военный переворот и занять места правивших тогда братьев-императоров Василия и Константина. Императоры попросили помощи у киевского князя - несмотря на то что Византия и Русь враждовали, а греки считали «руссов» варварами, что, в общем, на тот момент было справедливо.
Владимир согласился помочь, а в качестве благодарности попросил руки сестры императоров - Анны. Династический брак был хорошим способом завязать контакты с могущественными и авторитетными в мире византийскими императорами. Русь как государство тогда только зарождалась, и политическая поддержка Византии была ей необходима.
Братья были удивлены дерзостью «царя руссов», однако выхода у них не было. Они дали согласие на брак при условии, что Владимир примет христианскую веру. Для Владимира принятие Христовой веры не просто не было проблемой, но и было его искренним желанием - о чем он и объявлял своему Совету за год до описываемых событий.
Князь был крещен и отправил в Византию войско, с помощью которого мятежники были разгромлены. Однако братья-императоры не спешили выполнять условия договора - выдавать замуж за Владимира свою сестру. Возмущенный Владимир вновь собрал войско и захватил византийский город Херсонес (нынешний Севастополь) - главную греческую крепость на Черном море. Такой аргумент на императоров подействовал: там же, в Херсонесе, он был обвенчан с Анной. После этого город вернули Византии.
Вместе с византийской царевной на Русь прибыл первый в нашей истории митрополит - Михаил, назначенный на киевскую кафедру Патриархом Николаем II Хризоверхом. А с митрополитом Михаилом - священники, дьяконы, богослужебные книги, кресты, иконы, частицы святых мощей. Так началась Русская Православная Церковь.
Вернее, началась она чуть позже - когда князь Владимир с новой женой вернулся в Киев и объявил всем жителям города: «Если кто не придет завтра на реку - богатый или бедный, нищий или раб - будет мне враг». А «завтра» и было то самое крещение Руси - событие, пожалуй, самое красивое и значимое в нашей истории - тысячи киевлян вошли в воды Днепра и были крещены «Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа».
Должны были пройти еще сотни лет, чтобы вера в Христа стала органичной, неотъемлемой частью русской души - настолько неотъемлемой, что без христианства, пожалуй, русских и вовсе не существовало бы. Но духовно русский народ родился именно в 988-м году - благодаря святому князю Владимиру.