Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Миссионерский отдел Московской епархии

Незнакомое православие

Православная библиотека мобильное приложение

Православный молитвослов мобильное приложение

Календарь Великого поста


Возсия весна постная, цвет покаяния, очистимубо себе, братие, от всякия скверны, Светодавцупоющерцем: слава Тебе, Едине Человеколюбче!

Среда  сырная вечер, на стиховне самогласен

Великий пост начинается за семь недель до Пасхи и состоит из Четыредесятницы (40 дней) и Страстной седмицы - недели перед самой Пасхой.
Четыредесятница установлена в честь сорокадневного поста Господа Иисуса Христа, а Страстная седмица - в воспоминание Его последних дней земной жизни, страданий, смерти и погребения.
«Весна постная» - так называет Православная Церковь время Великого поста, напоминая о том, что пост - это время духовного расцвета и пробуждения.
Принято с особой строгостью соблюдать Первую и Страстную седмицы Великого поста. Великий пост подразумевает исключение из рациона мясной, молочной, рыбной пищи и яиц, но меру своего поста надо обязательно согласовывать со священником, сообразуясь с состоянием здоровья.
Смысл поста - подготовка к встрече с Воскресшим Христом. В эти дни особенно нужно стараться быть добрее к людям, совершать дела милосердия и стараться исправить себя. Нужно подготовиться к обстоятельной исповеди, принести покаяние Богу в грехах в присутствии священника и причаститься Святых Тела и Крови Господа Иисуса Христа.

Первая седмица Великого поста отличается особой строгостью, а богослужение - особенной продолжительностью. В первые четыре дня, (понедельник, вторник, среда и четверг) на Великом повечерии читается канон прп. Андрея Критского, с припевами к стиху: «Помилуй меня, Боже, помилуй меня». Канон Андрея Критского - это беседа с собственной душой, призыв проснуться, очиститься от греха и начать жить чисто и свято. Православные всегда стараются не пропустить эти удивительные службы с чтением канона.
В пятницу первой седмицы Великого поста после Литургии происходит освящение «колива» - отваренной пшеницы с медом, в память святого великомученика Феодора Тирона, оказавшего благотворную помощь христианам для сохранения поста. В 362 году он явился епископу Антиохийскому Евдоксию и повелел ему сообщить христианам, чтобы они не покупали пищу, оскверненную идоложертвенной кровью императором Юлианом Отступником, но употребляли бы коливо (отваренные зерна пшеницы).
В первое воскресенье (Неделю) Великого поста совершается ТОРЖЕСТВО ПРАВОСЛАВИЯ, установленное при царице Феодоре в 842 годув память восстановления почитания святых икон.

Второе воскресенье Великого Поста – НЕДЕЛЯ СВЯТИТЕЛЯ ГРИГОРИЯ ПАЛАМЫ. Он жил в 14 веке. Согласно с православной верой он учил, что за подвиг поста и молитвы Господь озаряет верующих Своим благодатным светом, каким сиял Господь на Фаворе. По той причине, что св. Григорий раскрыл учение о силе поста и молитвы, и установлено совершать его память во второе воскресенье Великого поста.

В третье воскресенье Великого поста - НЕДЕЛЯ КРЕСТОПОКЛОННАЯ.
В этот день за Всенощной выносится Святой Крест. Все верующие поклоняются Кресту, в это время поется: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим…». Церковь предлагает верующим для поклонения в середине Четыредесятницы Крест для того, чтобы напоминанием о страданиях и смерти Господней укрепить постящихся к продолжению подвига поста. Крест остается для поклонения в течение недели до пятницы. Поэтому и третье воскресенье и четвертая седмица Великого поста называются «крестопоклонными».

В четвертое воскресенье – , великого подвижник VI века, который с 17 до 60 лет подвизался на Синайской горе и в своем творении «Лествица Рая» изобразил путь постепенного восхождение человека к духовному совершенствованию как по лестнице, возводящей от земли к вечно пребывающей славе. В четверг на пятой неделе совершается так называемое «Стояние св. Марии Египетской». В этот день вечером полностью читается покаянный канон св. Андрея Критского и житие преп. Марии Египетской. В субботу на пятой неделе совершается «Похвала Пресвятой Богородице»: читается Великий акафист Богородице. Эта служба установлена в Греции в благодарность Богородице за неоднократное избавление Ею Царьграда (Константинополя) от врагов.

В пятое воскресенье Великого Поста – НЕДЕЛЯ  ПРЕПОДОБНОЙ МАРИИ ЕГИПЕТСКОЙ. Св. Мария Египетская была великой грешницей, но смогла искренне покаяться в совершенных грехах и долгие годы провела в пустыне в покаянии.
В субботу на 6-ой неделена утрене и Литургии вспоминается воскрешение
Лазаря, совершенное Господом  Иисусом Христом, в простонародье именуемое Лазаревой субботой.

Шестое воскресенье Великого Поста – великий двунадесятый праздник, в который празднуется торжественный ВХОД ГОСПОДЕНЬ В ИЕРУСАЛИМ на вольные страдания. Этот день иначе называется Вербным воскресеньем, Неделей Ваий или Цветоносною. На Всенощной освящаются молитвой и окроплением святой воды распускающиеся ветви вербы или других растений. Стоя с ветками вербы и зажженными свечами, молящиеся символически встречают Спасителя как Царя Славы, добровольно грядущего на искупительные страдания. Вербным Воскресеньем заканчивается Четыредесятница  и наступает Страстная Седмица.

 

Во время Великого Поста в церкви и дома читается покаянная молитва святого Ефрема Сирина:

Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми.
Земной поклон
Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве, даруй ми рабу Твоему.
Земной поклон
Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения, и не осуждати брата моего,яко благословен еси во веки веков, аминь.
Земной поклон
Боже, очисти мя грешного (грешную).
12 раз с поясными поклонами.
И ещё раз прочитать всю молитву полностью с одним земным поклоном в конце.

Три субботы - второй, третьей и четвертой недель Великого поста - установлены для поминовения усопших.
Церковный Устав позволяет вкушение икры в Лазареву субботу и рыбы в Вербное воскресенье.