Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

08 марта 2023 года

Литургия Преждеосвященных Даров

Литургию Преждеосвященных Даров без преувеличения можно назвать духовной вершиной великопостного богослужения. Живое, реальное ощущение единства Церкви Земной и Церкви Небесной, переживаемое христианином за этой службой, порождает неоценимый опыт мистического приобщения к вечности, становится еще одной ступенью на пути восхождения в Небесный Иерусалим.
К сожалению, для многих христиан, живущих в миру, эта литургия почти неведома. Совершается она в будние, рабочие дни, и нередко - в полупустом храме. В воскресные дни храм снова наполнится прихожанами, но будет совершаться уже не великопостное, а воскресное богослужение. Между тем, Преждеосвященная литургия занимает особое место в годовом богослужебном круге, которое необходимо знать и в котором необходимо участвовать каждому христианину.
Невозможно совершать великопостное странствие, не осмыслив его цели и содержания. Игнорируя же богослужения будничных дней Святого поста, а особенно - Литургии Преждеосвященных Даров, мы лишаем себя не только приобщения к красоте и глубине церковной молитвы, но и того, что придает нашему посту смысл и претворяет его из поста гастрономического в пост истинный - духовный и «благоугодный Господеви».
Великий пост - время покаяния, сокрушения о своих грехах, самоуглубления и духовных подвигов ради очищения души. В будние дни Святой Четыредесятницы, от понедельника до пятницы, церковный Устав запрещает совершение Евхаристии, кроме праздника Благовещения Пресвятой Богородицы. Это связано с тем, что Евхаристия, которая совершается на Божественной Литургии, - это всегда праздник, торжество Церкви и радость благодарения, это явление Самого Христа и доказательство Его воскресения. Как же совместить праздничную литургию с великопостным покаянным плачем о грехах? В период Четыредесятницы Святая Церковь установила совершать Божественную Литургию только в субботние и воскресные дни, когда пост немного ослабляется. А для того, чтобы не лишить христиан причащения Святых Таин на целую седмицу, чтобы укрепить их в духовном подвиге поста, Устав предписывает совершать особое чинопоследование, называемое Литургией Преждеосвященных Даров.
Составителем чина Преждеосвященной Литургии считают святителя Григория Двоеслова, папу Римского. Точнее, с его именем связано введение этого чина в Западной Церкви, в то время как на православном Востоке эта Литургия была уже повсеместно распространена. Однако сегодня на католическом Западе этот чин совершается лишь раз в году - в Великий Пяток, как раз тогда, когда Устав запрещает вообще совершение какой бы то ни было Литургии.
Литургия Преждеосвященных Даров - это древнее вечернее богослужение среды и пятка. Время суток, определенное Уставом для этой службы, обусловлено тем, что в среду и пяток Великого поста вкушение пищи предписывается только после захода солнца. Поэтому и Божественная Трапеза поставляется на вечернем богослужении. К вечерне добавляется особый чин причащения Христовых Таин, которые были освящены накануне, за полной воскресной литургией. Отсюда и происходит название - Преждеосвященная.
Богослужение совершается с особенным благоговением, страхом Божиим и трепетом - ведь на престоле в алтаре находятся уже освященные Дары - Тело и Кровь, Сам Спаситель, воплотившийся и принесший Себя в жертву за наши грехи.
В основе чина Преждеосвященной литургии лежит практика домашнего самопричащения христиан первых веков и древних отшельников, аскетов-пустынников. Самопричащение мирян было распространено в Церкви не только в апостольские времена и период гонений. Со временем эта практика не только ушла в прошлое, но и была запрещена, однако ее следы мы замечаем и в нашей литургической жизни - в причащении преждеосвященными Святыми Дарами.
Современное чинопоследование Преждеосвященной Литургии состоит из трех частей, истоки которых уходят в древность: это оглашение (поучения к принятию Святого Крещения), вечерня и, собственно, причащение с подготовкой к нему. И хотя в этом богослужении мы находим некоторые элементы литургии, самой литургии не совершается, так как отсутствует ее центр - Евхаристический канон.
После чтения 3, 6, 9-го часов, последования изобразительных и малого отпуста совершается обычная вечерня. Начинается она тем же возгласом, что и полная Божественная литургия: «Благословенно Царство…».
Затем следует чтение предначинательного 103-го псалма, повествующего о сотворении мира, - непревзойденный гимн Господу Богу, Творцу и Промыслителю. Далее Великая ектения и чтение 18-й кафизмы - «Песни степеней» (псалмы 119-133) названы так по числу 15 ступеней Иерусалимского храма, при восхождении по которым пелись сии 24 псалма. Внимая древним пророчествам о восхождении бывших в плену Вавилонском иудеев в Иерусалим, мы обращаем свои мысленные взоры к Иерусалиму Небесному…
На 3-ем антифоне кафизмы чтение Псалтири прерывается, и все молящиеся, вклю-чая чтеца, с чувством великого благоговения падают ниц. Через полминуты все поднимаются и чтение продолжается. В это время священник в алтаре, при закры-тых царских вратах, сотворив земной поклон перед Святыми Дарами, поднимает ди-скос над головой и переносит Святой Агнец с престола на жертвенник. Тело и Кровь Спасителя дориносятся с особым трепетом, благоговением и страхом Божиим.
Вечерня продолжается пением 10 стихир на «Господи, воззвах…» с псалмами 140-141. Стихиры Триоди призывают нас к духовному подвигу поста, а песнопения Минеи посвящены святому, память которого совершается в грядущий день. Оканчиваются стихиры Богородичным,, воспевающим Пречистую Деву. Царские врата открываются, и священник совершает вечерний вход с кадилом. «Свете Тихий…» прославляет пришедшего во плоти Сына Божия вкупе со Отцем и Святым Духом.
Следующий затем 1-ый прокимен Триоди готовит нас к восприятию ветхозаветных писаний, предваряя чтение 1-ой паремии. Отрывки из Книги Бытия обращают наш мысленный взор к сотворению миру, первозданному человеку. Адам нарекает имена животным, а Господь создает ему помощницу - Еву. Но вот и первый соблазн, пришедший через древнего змия, первое грехопадение, преступление заповеди Божий: здесь и преслушание, и нарушение поста, и гордыня, и самооправдание, и даже упрек Богу Отцу. Человек лишился первой благодати, природа его претерпела изменение, как будто в результате тяжелой болезни, тело лишилось бессмертия, а душа его покорилась плотским желаниям…
После пения 2-го прокимна Триоди отверзаются Царские врата и священник с зажженной свечой и кадилом в руках благословляет молящихся словами: «Свет Христов просвещает всех». Молящиеся с чувством смирения и благоговения опускаются на колени, до земли преклоняя свои главы. Горящая свеча - символ Христа, Света мира. «Просвещение», то есть Святое Крещение, которое просвещает разум и откроет его к пониманию Священного Писания. Этот фрагмент богослужения, кроме символического смысла, имеет и исторический: так как Преждеосвященная литургия совершалась вечером, то для освещения помещения в молитвенное собрание вносили зажженный светильник и поставляли его на солее.
Далее следует чтение 2-ой паремии из Книги Притчей Соломоновых, наставляющее верующих уразумевать, любить и искать Божественную премудрость.
После второй паремии - псалом 140 с припевами «Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою: воздеяние руку моею, жертва вечерняя» - взывает ко Господу певец, стоя в центре храма перед амвоном. Ему вторит хор, а певец продолжает: «Господи, воззвах к Тебе, услышимя: вонми гласу моления моего…»
Вспоминается только что прочитанная паремия о первом грехопадении… Что же еще остается делать человеку, чтобы преклонить к себе милосердие Божие, как не возопить всею душею к Богу? «Положи, Господи, хранение устом моим и дверь ограждения о устнахмоих». Действительно: язык - небольшой член, но много делает... язык - оскверняет все тело… язык… - «неудержимое зло; он исполнен смертоносного яда. Им благословляем Бога и Отца, и им проклинаем человеков, сотворенных по подобию Божию» (Иак. 3, 5-6, 8-9). Очень уместное прошение для великопостной поры. «Не уклони сердце мое в словеса лукавствия, непщевати вины о гресех». Как часто мы, лукавя перед совестью, придумываем извинение своим грехам или перекладываем вину на ближнего!.. Во время этого песнопения молящиеся становятся на колени, с покаянием взывая ко Господу.
Далее молитвой св. Ефрема Сирина с тремя великими поклонами заканчивается вечерня и начинается литургия, точнее, приуготовлениеко Святому Причащению.
Диакон произносит положенные ектении, после чего совершается Великий вход: священник переносит с жертвенника на престол Святые Дары, лежащие на дискосе, и потир с вином. Поскольку находящийся на жертвеннике Святой Агнец уже освящен, вместо Херувимской песни мы слышим иные умилительные и вместе с тем страшные слова песнопения: «Ныне Силы Небесныя с нами невидимо служат, се бо входит Царь Славы: се Жертва тайная совершена дориносится».
Молящиеся со страхом Божиим падают ниц, не дерзая взирать на Страшную Жертву: Сам Христос Своим Честным Телом и Кровию шествует по храму. Хор продолжает: «Верою и любовию приступим, да причастницы жизни вечныя будем. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа».
Снова звучит молитва преп. Ефрема Сирина, стремя великими поклонами. Затем просительная ектения с молитвами о причащении верных начинается она словами «Исполним вечернюю молитву нашу Господеви». Ни песнопений Евхаристического канона, ни Символа веры мы не слышим: Дары уже освящены в минувшее воскресенье, а «Верую» читалось на изобразительных. Молитву Господню «Отче наш…» хор поет читком, на одной ноте. По толкованию  святых отцов, под хлебом насущным следует понимать Небесный, Евхаристический Хлеб - потребность в приобщении которому с особенной силой ощущается в период сорокадневного великопостного подвига. Во время причастного стиха «Вкусите и видите яко благ Господь. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа» в алтаре совершается причащение духовенства. Причащение мирян имеет одну особенность: за Литургией Преждеосвященных Даров не приобщают грудных младенцев. Это вызвано следующим обстоятельством. Если на полной литургии новорожденных детей причащают каплей Крови, то на литургии Преждеосвященной в потире находится не Кровь, а благословенное вино, служащее для удобства принятия Святых Таин мирянами. Божественная Кровь, которою был напоен Агнец до погружения его в потир, соединена с Телом Христовым нераздельным образом, поэтому не может быть быть преподана младенцам отдельно от Тела.
Приобщившись Святых Христовых Таин и возблагодарив Господа, верующие расходятся по домам для продолжения великопостного подвига.