Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

10 марта 2023 года

Пассия

 

"Поклоняемся страстем Твоим, Христе!
Покажи нам и Славное Твое Воскресение!"

 «В Русской Православной Церкви в послевоенный период стало широко распространяться богослужение, посвященное Страстям Христовым, которое в церковной традиции именуется Пассией и включает в себя вечерню с чтением акафиста Страстям Христовым, отрывка из Евангелия, повествующего о страдании Спасителя, и соответствующей проповеди. Цель совершения Пассии — в период Великого поста помочь верующим настроиться на духовный подвиг, а так же не ослаблять силы в прохождении говения, тем самым достойно подготавливаясь к встрече Великого дня Пасхи Господней — Светлого Христова Воскресения…»
                                                                        Из послания Ювеналия, митрополита Крутицкого и Коломенского

Сегодня великопостное Православное богослужение не мыслится без такой, уже ставшей привычной, службы, как Пассия. Очень красивая и запоминающаяся служба, которая еще задолго до Страстной седмицы позволяет прожить, точнее даже, прочувствовать Страстную седмицу.
Пассия, как молитвенное памятование о страданиях Спасителя, предваряющее священные воспоминания Великой Пятницы, вместе со всеми другими церковными Богослужениями ведёт нас через поприще Святой Четыредесятницы к седмице Страстей Христовых и Его Славному Воскресению.
ПАССИЯ - (passio - лат.«страдание») - особое богослужебное последование, совершаемое Великим постом в воскресные дни (или пятницы) вечером, на котором читаются тексты Евангелия, повествующие о страданиях Христа, поется акафист Страстям Христовым.
Эта самая поздняя по времени возникновения православная служба была составлена в середине XVII века митрополитом Киевским Петром (Могилой) (1596 – 1647 г.г.), создателем многих литургических форм. Смысл Пассии - сопереживание со Христом последних дней Его земной жизни и, в особенности, Его Крестной Смерти. Последование пассии бывает 4 раза в год (по числу евангелистов): во второе, третье, четвертое и пятое воскресенья (или пятницы) Великого Поста, по вечерам.
Как ясно из названия, на этих службах воспоминаются спасительные страдания Господа Иисуса Христа. За каждой пассией прочитываются евангельские повествования об этом: на первой - 26 и 27 главы от Матфея, на второй – 14 и 15 от Марка, на третьей - 22 и 23 от Луки, на четвертой 18 и 19 от Иоанна. По традиции во время чтения Евангелия молящиеся стоят с зажженными свечами в руках.
Ранний чин этой службы не предусматривал каких-либо частей, но народное благочестие добавило к Евангелию и проповеди еще и акафист Страстям Господним, которые обычно поются не только певчими, но и всеми богомольцами. Не удивительно, что пассию так любят русские православные христиане.
Акафист Страстям Христовым принадлежит перу «русского Златоуста» святителя Иннокентия, архиепископа Херсонского. С именем этого архиерея связано начало расцвета акафистного жанра в России в середине XIX века. Источником для данного творения явился акафист из униатского западно-украинского сборника. Святитель тщательно переделал акафист, как и несколько иных: Покрову Пресвятой Богородицы, Гробу Господню и Воскресению Христову, Св. Троице, архистратигу Михаилу и установил использовать их в местных храмах, так как «...действие сих акафистов на народ было чрезвычайно сильное и благородное».
Кроме того, на пассии мы слышим некоторые трогательные песнопения из богослужения Великой Пятницы - дня телесной смерти Господа. Так, исполняется стихира «Приидите, ублажим Иосифа приснопамятного», которую поют во время целования Плащаницы Христовой; перед чтением Евангелия звучит прокимен «Разделиша ризы Моя себе, и о одежди Моей меташа жребий…» Эти и другие молитвы возносят нас на Голгофу, вновь и вновь напоминая о конечной цели Поста - сораспятиисо Христом.
В конце службы все верующие с благоговением подходят поклониться перед Распятием, Крестом Христовым, который на пассии выносится на середину храма.
На Пассии непременно произносится проповедь с поучением об Искуплении. Пассии производят глубокое впечатление на верующих. Своим внутренним содержанием они доставляют молящимся высокое духовное утешение и назидание.
Правда, в некоторых кругах бытует мнение, что Пассия - порождение католицизма. В ней усматривают подобие католических месс Баха для Страстной недели («Страсти по Матфею», «Страсти по Иоанну»). Это мнение неосновательно. Западная традиция исполнения Пассии была, скорее, похожа на театрализованное представление, во время которого несколько священников (иногда одетых в соответствующие костюмы) по ролям читали отрывки из Страстного евангельского цикла. Чтение перемежалось музыкой и пением. Позднее это нововведение подхватили протестанты.
Напротив, митрополит Петр составлял последование в противовес пышным католическим богослужениям, из-за которых многие приверженцы внешнего благолепия принимали унию. Дух пассии совершенно православный: случайное сходство с католическими службами по форме растворено глубочайшим духовно-нравственным содержанием. Т.е. мнение о том, что Пассия является чисто католическим богослужением, перенесенным на почву русского Православия, глубоко ошибочно и неверно. В чинопоследовании этой службы нет ни одного католического песнопения или текста, противоречащего православной догматике. Все песнопения взяты из Постной Триоди, из богослужения Великой Пятницы.
Долгое время эта служба совершалась только в юго-западных епархиях, но с конца XIX в. интерес к ней возрастает, она появляется и в центральных русских епархиях. К концу XX в. пассия широко распространилась, и, несмотря на то, что она не предписана Уставом к обязательному исполнению, на сегодняшний день совершается уже почти повсеместно.

«В настоящее время не все верующие имеют возможность посещать богослужения Страстной седмицы, когда день за днем вспоминаются великие события истории искупления рода человеческого. Тем самым, совершение Пассий, на которых в течении четырех воскресных вечеров прочитываются все евангельские свидетельства о крестном подвиге Господа нашего, могут быть полезны в духовной жизни христианина. В 2013 году Московской Патриархией было издано отдельное чинопоследование этого богослужения, …которое для духовной пользы хорошо было бы совершать».
                                                                                            Ювеналий, Митрополит Крутицкий и Коломенский