Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

20 июня - 11 июля 2023 года.

Петров пост. (апостольский)

    После Пятидесятницы празднуйте одну седмицу,а потом поститесь; справедливость требует и радоваться по принятии даров от Бога, и поститься после облегчения плоти.
    В дни, следующие после праздника Пасхи Христовой, мы не постимся, потому что Господь пребывает с нами, и мы радуемся этому, ведь Он сказал: "Можете ли заставить сынов чертога брачного поститься, когда с ними жених?" (Лк. 5, 34). Православный люд торжествует Воскресение Господне на праздничных богослужениях, наслаждается вкусной обильной едой, умеренным питиём вина, застольным весельем.
    Но проходят дни, промелькнули Радоница, Георгий, Никола летний, Вознесение Господне, Троица, Духов день, и мы уже начинаем грустить о посте и воздержании, с нетерпением заглядывая в православный календарь: когда же Петровки?
    Да вот и они: от дня Святого Духа до заговения на Петров пост  всего шесть деньков. И православные, согласно с постановлениями апостольскими, составленными Климентом, отворачиваются от обильно накрытых столов, вступая в новый пост.
    Мы называем этот летний пост Петровым или апостольским, а ещё - постом Пятидесятницы.
    Дух Святой, сошедший на апостолов, Дух истины, Дух премудрости и откровения, начертал вместо Синайского новый, Сионский закон. Место ветхозаветного закона заступила благодать Святого Духа. И Церковь призывает нас поступать по примеру святых апостолов Петра и Павла, которые, приняв Святого Духа, в посте и молитве готовились ко всемирной проповеди Евангелия.
    "После продолжительного праздника Пятидесятницы пост особенно необходим, чтобы подвигом его очистить нам мысли и сделаться достойными даров Святого Духа, - писал святой Лев Великий. - За настоящим празднеством, которое Дух Святой освятил Своим сошествием, обыкновенно следует всенародный пост, благодетельно установленный для врачевания души и тела… Нельзя сражаться с предстоящими усилиями гонителей и яростными угрозами нечестивых в изнеженном теле и утучнённой плоти, поскольку то, что услаждает нашего внешнегочеловека, разрушает внутреннего, и напротив, разумная душа тем больше очищается, чем больше умертвляется плоть".
    Начало и продолжительность этого поста зависят от того, рано или поздно бывает Пасха. Он всегда начинается с окончанием Триоди, или после недели Пятидесятницы. Самый продолжительный Петров пост заключает в себе шесть недель, а самый короткий - восемь дней.
    В течение этих сроков мы с вами поминаем многих святых и праведников, особенно же чтим святителя Иону, митрополита Московского и всея Руси, чудотворца, под чьей епитрахилью спасался от Шемяки будущий великий государь Иван III Васильевич, а после, во время Стояния на Угре, многие видели эту епитрахиль в воздухе, спасающей наше воинство. Поминаем мы и первого Московского Патриарха и святителя Иова, преподобного Амвросия Оптинского, Валаамских чудотворцев Сергия и Германа. Празднуем иконы Божией Матери - Боголюбскую, Владимирскую и Тихвинскую. А также восхваляем Рождество Иоанна Предтечи.
Подвиг Петрова поста менее строг, чем Четыредесятница: Петровками устав Церкви предписывает еженедельно, по три дня - по понедельникам, средам и пятницам - воздерживаться от рыбы, вина и масла, и "сухоясти" в девятый час после вечерни. В остальные же дни следует воздерживаться только от рыбы. В субботние, воскресные дни этого поста, а также в дни памяти великих святых или дни храмового праздника также разрешается рыба.
    В народе Петров пост прежде звали "Петровка-голодовка", поскольку в начале лета от прошлогоднего урожая уже мало что оставалось, а до нового было ещё далеко. Однако именно в эту пору на Руси поспевала земляника и появлялись первые грибы: маслята, рыжики, лисички да грузди. Их называли "лесной говядинкой", ведь грибы - одно из самых питательных постных блюд.
    Так что поститесь с грибами на здоровье! К тому же на огородах уже вовсю вытыкается зелень: лук, щавель, петрушка, сельдерей, укроп, которые подкрепят силы организма витаминами. Полезно употреблять и дикие травы: крапиву, одуванчик, сныть, подорожник, лопух. В самые же канун Дня святых апостолов Петра и Павла в России принято ставить на стол блюда из молодой картошки, огурцов и других ранних овощей.
    На Руси этот пост всегда считался лёгким, летним. Такой строгости, как в Великий, не бывало. Лишь те, кому строгое воздержание было в радость, не ели и рыбку. Для молодёжи и любителей рыбалки употребление в пищу чешуйчатых обитателей рек, озёр и морей попускалось. Ведь главный смысл любого поста - не столько в воздержании от пищи, сколько в применении сего воздержания для большего усердия в церковной жизни и мысленного обращения к Богу. Отказ от каких-либо ограниченных тем или иным постом яств является хорошим телесным приуготовлением человека к духовному посту.
    Чем дольше человек живёт церковной жизнью, тем больше доходит до его сердца простая истина: Пришёл пост - самый желанный гость.