Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Собор Священномученников Лопасненских

Миссионерский отдел Московской епархии

Незнакомое православие

Православная библиотека мобильное приложение

Православный молитвослов мобильное приложение

12 марта 2017 года

Неделя 2-ая Великого Поста святителя Григория Паламы

Во вторую Неделю Великого Поста мы совершаем память Святителя Григория Паламы, архиепископа Фессалоникийского.
Тропарь святителя Григория Паламы
Православия светильниче, Церкви утверждение и учителю, монахов доброто, богословов поборниче непреоборимый, Григорие чудотворче, Фессалонитская похвало, проповедниче благодати, молися всегда спастися душам нашим.
Кондак святителя Григория Паламы
Премудрости Священный и Божественный орган, богословия светлую согласно трубу, воспеваем тя Григорие Богоглагольниче: Но яко ум уму первому предстояй, к нему ум наш отче настави, да зовем: радуйся проповедниче благодати.
«К высотам!» Этими словами великий святитель Григорий Палама резюмировал подвиг всей своей жизни. С детства и до самой своей честной кончины святитель стремился к высшему, к совершенству духа. Родившись в высокородной семье и рано потеряв родителя, Григорий воспитывался при императоре, получив лучшее по тем време нам образование. Блестящая карьера была открыта перед юношей, однако он избирает путь духовного совершенства и удаляется на святую гору Афон, где, будучи простым монахом, все силы своей души, весь свой незаурядный ум отдает на постижение непостижимого.
И преуспевает в этом - под руководством преподобного Никодима Григорий становится ревностным подвижником, подвизаясь в непрестанной молитве.
Но светильник не ставят под спудом, поэтому жизнь будущего святителя не проходит незамеченной окружающими. Господь призывает Григория сначала к священническому служению, а затем и к игуменству. Однако, даже став душепопечителем, подвижник не оставляет непрестанную молитву, стремится, прежде всего, в себе самом стяжать Божественную благодать. Не может иссохший источник напоить путников живительной влагой, поэтому и Григорий прежде всего заботится о своем духовном делании. Обретя же благодатные дары Духа Святаго, будущий святитель щедро делится с окружающими приобретенным сокровищем.
Смутные годы  пришлись на время жизни Григория. Сначала он был вынужден переселиться в Лавру святого Афанасия, где провел три года. Затем он подвизался в скиту Глоссия. В 1325 году по причине турецких гонений подвижник переселяется в Фессалоники, где и принимает священнический сан. Только лишь в 1331 году Григорий возвращается на милую его сердцу Святую Гору. В безмятежии и богосозерцании стремится Григорий провести свою жизнь. Но ересь Варлаама калабрийского на 6 долгих лет занимает подвижника. В этом споре с еретиком Григорий выходит победителем. Но для Григория это лишь начало борьбы с ересью. Григорий Акиндин и Никифор Григора продолжили нечестивое дело Варлаама, и святитель Григорий продолжил борьбу за чистоту Православия. Даже будучи рукоположенным в епископский сан, он не оставляет свои богословские труды, напротив, еще более вооружается против ереси. В своих книгах святитель пишет о возможности опытного богопознания, о нетварном Фаворском свете, о том, как Бог являет Себя в человеке.
Враг всего доброго, человекоубийца искони, творит козни против святителя. Гонения, тюремное заключение, даже турецкое пленение приходится пережить святителю Григорию. Но это не угашает духа подвижника, даже плен он использует для обширной проповеди в среде иноверцев. И лишь на закате жизни святитель возвращается на свою кафедру. Здесь, в окружении единомышленников, скончался святитель Григорий шестидесяти с небольшим лет отроду.
Недолгую даже по человеческим меркам жизнь прожил святитель Григорий. И уж с точки зрения всей человеческой истории, это совсем мгновение. Однако значение личности святителя для Православия невозможно переоценить. Скорее приходится говорить о том, что духовное наследие святителя, до сих пор не потерявшее актуальности, еще не всецело осмыслено христианами.
Вторая Неделя Великого поста посвящена святителю Григорию Паламе.В дни, когда все христиане проводят свою жизнь в подвигах воздержания и молитвы, вспомним наставление святителя:
«Какова же заповедь Божия, ныне предложенная нам? - Покаяние, главный смысл которого заключается в том, чтобы не прикасаться уже более к запрещенному. Ведь мы были изгнаны из места божественной неги, Рай Божий был справедливо закрыт для нас, ниспали мы в эту гиблую бездну и осуждены были жить вместе с бессловесными животными и общаться с ними, лишившись надежды быть призванными обратно в Рай...
До вочеловечивания Слова Божия Царство Небесное было столь же далеко от нас, сколь далеко отстоит небо от земли. Но когда Царь Небесный поселился среди нас и соблаговолил соединиться с нами, тогда Царство Небесное приблизилось ко всем нам. Поскольку же теперь Царство Небесное приблизилось к нам, не будем же удаляться от него, живя без покаяния. Особенно же будем избегать жалкой участи сидящих «во тьме и сени смертной».
Стяжаем дела покаяния: смиренномудрие, умиление, духовное сокрушение, кроткое сердце, преисполненное милости, любящее правду, домогающееся чистоты, миролюбивое и умиротворяющее, терпеливое, радующееся гонениям, наказаниям, поношениям, клеветам и страданиям за истину и правду. Ведь Царство Небесное, или, скорее, Царь Небесный (о, неизреченная щедрость!), «внутрь» нас «есть». К Нему через дела покаяния и терпения мы должны всегда прилепляться, любя, насколько это возможно, Того, Кто нас так возлюбил».
Второе воскресенье Великого поста Церковь посвящает памяти святителя Григория Паламы, покровителя христианских молчальников и молитвенников, которых называли в старину безмолвниками, подвижниками. Они старались сохранять тишину в сердце, скрываясь в далеких обителях на горе Афон, отрезанные от всего мира морем, скалами. В пещерах, где они жили, многие живут и до сих пор. Почему же именно этого святого, покровителя молчальников, мы прославляем сегодня во дни Великого поста? Потому что именно в это время нам важно узнать или напомнить себе о значении молчания и безмолвия.
Какова наша жизнь? Она проходит всегда в бесконечном шуме и суете. Весь быт современного человека сопровождается массой звуков, шумами окружающей жизни. Это рассеивает наше душевное сосредоточение, мы с вами отвыкли от тишины. В голове у нас постоянно какие-то праздные мысли, и вместе мы не можем спокойно помолчать, а сколько лишних слов... И вся эта сумятица, суета, пожирающая нашу жизнь, не дает человеку обратиться к себе, вспомнить самое главное, прийти в себя. Сутолока продолжается до самого последнего нашего издыхания.
Голос Божий звучит всегда в тишине. Если вы хотите его услышать, постарайтесь вырвать из суток хотя бы несколько мгновений. Для этого нам Церковь дает правило: несколько минут прочесть молитвы, прийти в себя и подумать, каков был мой прошедший день? Каков будет мой следующий день? Для чего все это? Это важно, так важно... Кто хочет узнать волю Божию, ищите тишины.
Кто хочет собрать свои мысли и чувства – ищите тишины, потому что наши мысли и чувства разбегаются, не подчиняются нам, мы живем всегда в рассеянности. Но истинная духовная жизнь человека происходит только в собранности. Надо собрать свои мысли и чувства в тихий очаг в глубине сердца, чтобы там наступило молчание, в котором Бог произносит Свое Слово, обращенное к тебе…
Вот для чего нам следует вспомнить о молчальниках, вот почему Церковь призывает нас бороться с пустословием, празднословием, напрасной болтовней, употреблением дара языка во зло себе. "Положи, Господи, хранение устам моим, у дверь ограждения о устах моих", – сугубо напоминает нам Священное Писание в дни Великого Поста. Вот об этом мы молимся, мы просим Господа, а Он ждет от нас, чтобы и мы поучаствовали, чтобы захотели этого, чтобы мы получили дар Божий – молчание в тишине Его благословения. Аминь.