Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Собор Священномученников Лопасненских

Миссионерский отдел Московской епархии

Незнакомое православие

Православная библиотека мобильное приложение

Православный молитвослов мобильное приложение

28 августа 2017 года

Успение Пресвятой Богородицы

Успение Пресвятой БогородицыУспение Пресвятой Богородицы

Как повествует церковное предание, после Воскресения Спасителя Богоматерь жила в Иерусалиме – в доме родителей Иоанна Богослова. Она ежедневно ходила на Голгофу и к Гробу Господню, где неустанно молилась. Затем, когда начались языческие гонения на Церковь, Она вместе с апостолом Иоанном Богословом переселилась в Ефес, откуда путешествовала на остров Кипр и на Афон. Незадолго до смерти Богородица вновь возвратилась в Иерусалим. Здесь Она часто и подолгу молилась в тех местах, что были связаны с событиями земной жизни Ее Сына. Она, как и апостолы, неустанно проповедовала Евангелие, исцеляла людей, заботилась о новообращенных христианах. Убеждать людей в истинности пути к Христу Она могла и без всяких слов: одного взгляда на Нее было достаточно, чтобы все понять.
Вскоре Богоматерь узнала от архангела Гавриила, что Ее земная кончина уже близка. Когда Она уже возлежала на смертном одре, совершилось чудесное событие: силой Божией в Ее дом были собраны - находившиеся тогда в самых различных странах - апостолы, которые благодаря этому чуду смогли присутствовать при Успении Девы Марии. Лишь апостол Фома не появился здесь тогда. Пресвятая Дева ожидала завершения земных дней спокойно и даже с радостью – ведь Она знала, что там, на Небе, встретит Своего Сына и Своего Бога. Дева Мария прожила на земле 72 года и скончалась примерно в 57-м году нашей эры. После смерти Богородицы апостолы положили Ее тело в гробнице-пещере, завалив вход большим камнем. На третий день к ним присоединился отсутствовавший в день Успения Фома, который очень страдал оттого, что так и не успел проститься с Божией Матерью. По его слезной мольбе апостолы отвалили от входа в пещеру камень, чтобы и он смог попрощаться с телом умершей Пресвятой Девы. Но к их всеобщему удивлению они не нашли тела Богоматери внутри пещеры. Здесь лежали только Ее одежды, от которых исходило удивительное благоухание.
В этот же день святые апостолы собрались все вместе за обедом – а виделись они довольно редко, ведь каждый нес Слово Божие в разных странах. И тут им явилась Богородица в окружении ангелов и сказала: «Радуйтесь! – ибо Я с вами во все дни».
Так Господь прославил Свою Матерь. Он воскресил Ее и взял к Себе с пресвятым телом Ее, поставив выше всех Своих Ангелов. Вот почему Успение Пресвятой Богородицы – не повод для печали, а праздник. Ведь «с вами» – это значит, что Она и со всеми нами тоже «во все дни»…
Православная Церковь верит, что Богоматерь воскресла на третий день после Своего Успения - подобно тому, как некогда воскрес и Ее Сын, и вознеслась телесно на небо - подобно тому же, как на сороковой день после Воскресения вознесся на Елеонской горе Иисус. В этом предании заключена христианская истина о грядущем всеобщем воскресении людей в день Второго Пришествия Господня, когда, по словам апостола Павла, Сам Христос наше воскресшее тело "преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его, силою, которою Он действует и покоряет Себе все" (Послание апостола Павла к Филиппийцам 3:21).
На праздник Успения Божией Матери богослужение совершается в голубых (Богородичных) священнических облачениях.
Праздничное богослужение совершается в виде торжественного всенощного бдения с литией. На следующее утро - в самый день Успения - служится Божественная Литургия. На третий день, как уже указывалось выше, совершается чин погребения плащаницы. Эта плащаница подобна той плащанице Христа, которую можно видеть в православных храмах на Страстной седмице, однако, она изображает уже не Господа, но лежащую во гробе Богоматерь. По образцу утрени Великой Субботы (совершаемой вечером в пятницу на Страстной) перед успенским погребением плащаницы прочитываются “похвалы”, посвященные Богородице и Ее Успению. Затем происходит торжественное обхождение с плащаницей вокруг храма.