Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Собор Священномученников Лопасненских

Миссионерский отдел Московской епархии

Незнакомое православие

Православная библиотека мобильное приложение

Православный молитвослов мобильное приложение

14 мая 2017 года

5-я Неделя по Пасхе. Неделя о самаряныне.

Воскресный день, четвертый после Пасхи, именуется Неделей о самаряныне, т.е. о самарянке. Продолжая праздновать Светлое Христово Воскресение, мы вспоминаем одно из важных евангельских событий – беседу Господа с самаритянской женщиной у древнего колодца, вырытого некогда патриархом Иаковом в деревне Сихарь.
С карты Земли Обетованной, за тысячелетия истории, исчезали дороги, поселения, города и каменные сооружения. Но источники, текущие из скал, и колодцы, вырытые еще в седой древности, остаются, на радость историкам, неизменно на своих местах.
Колодец, носящий имя праотца Иакова в Сихаре, наверное, самый известный: Ветхий Завет не подтверждает прямо, что Иаков построил его именно «близ участка земли», данного своему сыну Иосифу. Но и евреями, и самаритянами признавалась истинность этого утверждения.
С библейских времен вплоть до начала 20 века колодец являлся поводом для остановки путника. Долгий путь по горам Иудеи утомил Учителя, и он решил отдохнуть возле колодца, было почти шесть вечера. Иисус любовался, открывшейся перед Ним панорамой горы Гаризим, а в сторонке располагалась деревня Сихарь, которая сейчас называется Эйн-Аскар. По тропинке из деревни шла за водой, привычная глазу, женщина, несущая кувшин для воды на голове.
Христос, первым вступил в диалог с женщиной-самарянкой, хотя По закону иудею вообще запрещалось здороваться с женщиной и разговаривать с ней, даже если это его жена, сестра или дочь. Христос никогда не поддерживал презрение к самарянам, и в Своих притчах характеризовал их исключительно хорошо.
Разговор Христа с женщиной, да еще с самарянкой, да еще на открытой улице две тысячи лет назад - это настоящая религиозная революция.
Христос просит у женщины воды, а значит, Он будет пить из её кувшина, что недопустимо для тех времен. Сама женщина тоже недоумевает, как же так, что иудей общается с ней, да еще и пьёт из её «нечистой», в глазах иудеев, посуды?
Разумеется, что Христос был выше всех предрассудков, и Он видел одинаковую испорченность грехом, как иудеев, так и самарян. Видел их общую потребность в покаянии и «воде живой», воде новой духовной жизни.
Беседуя с ней, Спаситель говорит о том, что пришел дать людям «воду живую». И если кто будет пить ее, в тех она «сделается источником воды, текущей в жизнь вечную». Позже, проповедуя в Иерусалимском Храме, Господь раскрыл смысл этих Своих слов. Он воскликнул: «Кто жаждет, иди ко Мне и пей; кто верует в Меня, у того из чрева потекут реки воды живой». И как объясняет евангелист Иоанн Богослов, «сие сказал Он о Духе, Который имели принять верующие в Него; ибо еще не было на них Духа Святого, потому что Иисус еще не был прославлен».
Таким образом, живая вода, о которой Господь говорил самарянке, это Святой Дух – одно из Лиц Пресвятой Троицы, Податель жизни, силы, разума, мира, любви и прочих божественных даров. Без него наша душа мертва. В нем - источник нашей духовной жизни. В Таинствах Крещения и Миропомазания Дух Святой даруется каждому христианину, и становится Царствием Божиим, сокрытым внутри нас. Если мы будем жить полнотой церковной жизни: непрестанно молиться, постоянно участвовать в Таинствах, упорно бороться со своими грехами, неустанно понуждать себя к исполнению евангельских заповедей, - тогда Дух Святой забьет в нашей душе, как чистый родник, тогда Он станет в нас «источником воды, текущей в жизнь вечную», и из нашего чрева «потекут реки воды живой». Т.е. мы приобщимся божественной жизни, станем участниками внутренней жизни Пресвятой Троицы. Будем сынами Божиими по усыновлению, богами по благодати.
«Воду живую» Христос предложил Самарянке, но она продолжала понимать Его слова буквально. Тогда Он открыл ей, что знает её жизнь, знает и неприглядные факты из неё, но не осуждает. Если же мы проявим лень, нерадение и небрежение о духовной жизни, тогда родник живой воды в нашем сердце окажется завален камнями наших грехов, страстей и похотей. Будет скрыт под мусором наших дурных поступков, слов, мыслей и чувств. Душа лишится источника жизни, завянет, усохнет, и наступит духовная смерть. Чтобы этого не произошло, надо постоянно расчищать те греховные завалы, которые возникают в нашем сердце, не давать ничему скверному и нечистому скапливаться в нашей душе. И для этого в Церкви Христовой нам даны все необходимые средства. Надо только воспользоваться ими. Как сказал Господь: «Кто жаждет, иди ко Мне и пей».
Вспомним еще раз слова Спасителя: «кто верует в Меня, у того из чрева потекут реки воды живой». Т.е. важнейшим условием того, чтобы наша душа орошалась Духом Святым, является правая вера.
Нигде с такой силой не раскрывается сокрытый в нас источник живой воды, как в храме Божием. В соборной молитве христиан наиболее полно проявляется данная нам в Крещении Благодать Святого Духа и раскрывается Царствие Божие в наших душах. В этом – главное назначение тех святынь, которые окружат нас в православных храмах.
Только один раз в этом диалоге Христос, до суда над Ним, открыто признал, что Он – Мессия.И женщина, поверив Ему, побежала в деревню, не боясь насмешек и оскорблений, стала призывать её жителей к встрече с Христом и слушанию Его проповеди.
И вот чудо Божье: многие самаряне из той деревни уверовали в Иисуса, как в Мессию, даже не заметив, что Благую Весть им принесла, презираемая всеми блудная женщина.
Ученики, вернувшиеся к Учителю, предложили Ему восстановить физические силы принятием пищи, но Он ответил им, что Его пища это совершение воли Отца Небесного. Христос обратился к ученикам: «посмотрите на нивы, как они побелели», то есть стали готовыми к жатве, но какая жатва в начале лета, на которое по хронологии приходится этот день жизни Христа?
Становится понятно, что Иисус говорил не о земной, а о небесной жатве, при этом, можно полагать, Он указывал на дорогу, по которой спешили самаритяне в белых одеждах, чтобы услышать Его слова.