Когда наши молитвы не доходят до Бога
«Молитвы, - говорит святой Ефрем Сирин, - крепость телу, благоденствие дому, благоустройство городу, могущество царству... Во всей жизни человека нет иного достояния, драгоценнее молитвы».
И вот от нас зависит прежде всего, сумеем ли мы использовать это драгоценное достояние во благо себе или пустим по ветру в поисках иных «сокровищ».
Придя в церковь, человек нередко обращается к Господу с просьбой. Ибо сказано в святом Евангелии Самим Спасителем: просите, и дано будет вам (Мф. 7, 7).
Но сказано также: молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что вмногословии своем будут услышаны; не уподобляйтесь им, ибо знает Отец ваш (небесный), вчем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него (Мф. 6, 7-8). И еще: ищите же прежде Царства Божия и правды его (Мф. 6, 33). И когда стоите на молитве, прощайте, если что имеете на кого (Мк. 11, 25). «Смотрите, возлюбленные, - говорит святой Ефрем Сирин, - чтоб не вотще (т.е. не напрасно) трудиться нам молясь, если будем иметь на кого вражду».
Святые отцы Церкви заповедали нам иметь во время молитвы прежде всего смирение и сердечное сокрушение о своих грехах: если человек в своем сердце не сознает себя грешником, то Бог не услышит его. Это мы видим и в святом Евангелии на примере молитвы мытаря и фарисея. Молитва, растворенная искренним смирением и покаянием, непременно будет услышана. Молитва смиренная отверзает небеса и преклоняет на милость правосудие Божие: смиритесь пред Господом, и вознесет вас (Иак. 4, 10). Вот на кого Я призрю, - говорит Господь нам через пророка, - на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего пред словом Моим (Ис. 66, 2).
Помните, «нет большего греха, - по слову святителя Феофана Затворника, - чем молиться Богу без страха, внимания и благоговения; молиться языком, а умом с бесами вести беседу»