Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Собор Священномученников Лопасненских

Миссионерский отдел Московской епархии

Незнакомое православие

Православная библиотека мобильное приложение

Православный молитвослов мобильное приложение

Краткое изложение чина вечерни, утрени, Божественной литургии и поведение верующих в храме

В некоторых книгах, объясняющих богослужение, дается символическое толкование тех или иных моментов и частей богослужения. Надо знать, что богослужение складывалось постепенно, исторически, а символические толкования возникали позже, они вторичны. Об этих толкованиях можно при желании вспоминать за богослужением, если это, конечно, не мешает слушать и понимать то, что в данный момент поется или читается.
Вечерня
Перед вечерней читается 9-й час, состоящий из псалмов 83, 84, 85, после которых читаются тропари закончившегося дня, затем Богородичен и тропари 9-го часа, Трисвятое. По «Отче наш» читается кондак прошедшего дня и общая для всех часов молитва «Иже на всякое время и на всякий час...». В 9-й час, по евангельскому счету времени, Господь Иисус Христос умер на Кресте, что и вспоминается в молитве 9-го часа, которая завершает его.
Вечерня может быть простая и праздничная - они отличаются по устройству и составу. Великая вечерня является первой частью всенощного бдения. Перед началом всенощного бдения положено служить краткую, с малым количеством стихир, малую вечерню. В престольные праздники, по обычаю, служат малую вечерню с акафистом.
Вечерня начинается пением (на бденной службе) или чтением предначинательного псалма 103«Благослови, душе моя, Господа», который изображает величественную картину мироздания.
После этого произносится великая (или мирная) ектения - ряд кратких прошений, начинающийся призывом: «Миром Господу помолимся».
Затем на будничной вечерне читается рядовая (то есть положенная на этот день по расписанию) кафизма Псалтири. На воскресной всенощной это кафизма 1, начинающаяся словами «Блажен муж». Накануне воскресного дня эта кафизма должна исполняться полностью, а накануне полиелейных праздников — только 1-й антифон (1-я «Слава»). К сожалению, сейчас вместо этого часто поют только несколько стихов.
Далее хор поет «Господи, воззвах к Тебе, услыши мя» на тот же глас (напев), на который будут исполняться последующие стихиры, потом исполняются стихи псалмов 140, 141, 129 и 116. В конце между стихами псалмов вставляются так называемые стихиры на «Господи, воззвах». Стихиры эти могут быть покаянными (на простой и шестеричной службе) или раскрывать смысл праздника, благодарить Бога за Его благодеяния или прославлять Божию Матерь и святых. Чем больше праздник, тем большее количество стихир поется на «Господи, воззвах».
Стихиры, которые поются за православным богослужением, - поэтические произведения, прекрасные по форме и глубокие, поучительные и трогательные по содержанию. Надо только их внимательно слушать и просить помощи Божией, чтобы лучше понимать эти боговдохновенные слова.
Завершаются стихиры - всегда и все - песнопением, воспевающим Господа (если это Господский праздник) или Божию Матерь. На праздничной службе во время пения этой заключительной стихиры священнослужители выходят из северных дверей алтаря, становятся перед царскими вратами и, после возглашения диакона: «Премудрость, прости!» (то есть «Внимайте премудрости, стойте прямо!»), входят в алтарь. Хор поет «Свете тихий» - древнее вечернее песнопение, прославляющее Господа Иисуса Христа.
Затем диакон возглашает прокимен дня и, если день праздничный, читаются паремии. Возглашаются две ектении, поется или читается молитва «Сподоби, Господи, в вечер сей без греха сохранитися нам».
Если служба бденная, совершается лития. Священнослужители под пение литийных стихир исходят в притвор, где совершают сугубые моления о наших телесных и духовных нуждах и прежде всего - о прощении согрешений наших Божиим милосердием.
После литии поются стихиры на стиховне - принадлежность как будничных, так и праздничных служб.
При завершении вечерни мы слышим «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко» - слова праведного старца Симеона, которые он произнес при сретении Господа Иисуса Христа в храме Иерусалимском.
Затем поется «Богородице Дево, радуйся» (на всенощном бдении) или другие тропари празднику или святому, по Уставу.
Благословение хлебов, пшеницы, вина и елея на всенощном бдении, исполняющее их различных благодатных дарований, напоминает о тех пяти хлебах, которыми Христос, чудесно умножив их, насытил пять тысяч народа.
Утреня
По Уставу, если не совершается всенощное бдение, утреня должна начинаться с двупсалмия, с так называемых «царских псалмов» 19 и 20. Сейчас, к сожалению, эту часть утрени можно услышать только Великим постом, да и то не везде.
Затем читается шестопсалмие - псалмы 3, 37, 62, 87, 102, 142. Это время особенно сосредоточенной молитвы. Свет в храме приглушается или совсем гасится, не следует ходить по храму и даже шептать, по точному указанию церковного Устава (Типикона).
После шестопсалмия возглашается такая же великая ектения, как и в начале вечерни.
Затем на напев последующего тропаря поется «Бог Господь и явися нам» и тропари праздника или святого. Читаются рядовые кафизмы Псалтири, две или три. Во время чтения паремий и кафизмс седальнами принято сидеть. Разрешается сидеть и во время чтения канона.
Пением стихов «Хвалите имя Господне» начинается полиелей, если служба праздничная. Святая Церковь прославляет Господа за многие благодеяния и милости Его к роду человеческому. Поется величание празднику или святому, чередующееся со специально подобранными стихами из псалмов.
На воскресной службе поются тропари «Ангельский собор удивися», которые напоминают о благовестии Ангела женам-мироносицам о воскресении Спасителя.
Читается Евангелие, которое после этого выносится на середину храма для поклонения и лобызания верующими (это бывает только на воскресной всенощной). Все вместе поют: «Воскресение Христово видевше, поклонимся Святому Господу Иисусу».
Центром утрени является чтение канона, который обычно за богослужением составлен из нескольких канонов. На воскресной утрени канонов может быть целых четыре: например, воскресный, крестовоскресный, богородичный и святому. На будничной службе, например, в понедельник - покаянный, бесплотным силам и святому.
«Канон» по-гречески означает масштаб, шнурок, отвес, в переносном смысле - правило, образец. В православном богослужении так называются поэтические произведения, составленные по определенным правилам, касающимся как формы, так и содержания. Канон имеет девять песней, каждая из которых начинается ирмосом («ирмос» по-гречески - сплетение, связь) и имеет несколько тропарей. Каждый ирмос связан с одной из девяти библейских песней, из которых он заимствует иногда целые фразы.
По окончании 8-й песни канона после стиха «Хвалим, благословим, покланяемся Господеви»полагается поясной поклон. Во время пения «Величит душа Моя Господа» на 9-й песни канона в конце каждого припева «Честнейшую Херувим» полагается земной или поясной (в зависимости от дня) поклон.
По окончании канона на праздничной службе хор поет «Всякое дыхание да хвалит Господа» ихвалитные стихиры, завершающиеся пением великого славословия. Затем поются тропари воскресный или празднику или святому. Возглашаются две ектении - сугубая (на которой поется на каждое прошение трижды «Господи, помилуй») и просительная («Подай, Господи») - и утреня заканчивается.
На будничной службе хвалитные псалмы и великое славословие читаются, затем следует ектения просительная, поются стихиры на стиховне, затем также тропари и сугубая ектения.
К утрени обычно присоединяется 1-й час, на котором читаются псалмы 5, 89 и 100, тропари празднику или святому, молитва «Иже на всякое время» и молитва 1-го часа «Христе, свете истинный».
Божественная литургия
Литургия разделяется на три части: проскомидия, литургия оглашенных и литургия верных.
На проскомидии, совершаемой перед началом литургии, приуготовляется Агнец из большой просфоры для преложения в Тело Христово и вино для преложения в Кровь Христову. Также поминаются Пресвятая Богородица, святые, а также живые и почившие члены Церкви. При этом из богослужебных просфор вынимаются частицы. Великую радость испытывают души усопших от поминовения их на Божественной литургии. Поэтому спешите в храм Божий для присутствия на проскомидии, поминая о здравии и о упокоении ваших родных и всех православных христиан. Молиться за усопших можно так: «Помяни, Господи, души усопших раб Твоих (имена), и простиих согрешения, вольная и невольная, даруя им Царствие и причастие вечных Твоих благи Твое безконечныя и блаженныя жизни наслаждение».
На литургии оглашенных поются антифоны - обычно это псалмы 102 и 145 и «Блаженны», начинающиеся словами «Во Царствии Твоем помяни нас, Господи». Поется также песнопение, посвященное Господу Иисусу Христу, «Единородный Сыне». Греческое слово «антифоны» означает, что эти песнопения должны петься попеременно двумя хорами. Существуют еще будничные антифоны и особые праздничные - для двунадесятых Господских праздников.
Во время малого входа с Евангелием, изображающего первое пришествие в мир Господа Иисуса Христа, верующие благоговейно кланяются. При пении стиха: «Приидите, поклонимся и припадем ко Христу» - совершается поясной поклон. При пении «Трисвятого» - три поясных поклона.
Далее поются тропари и кондаки дня или праздника и святого. После возглашения прокимначитаются отрывки из Апостола и Евангелия. В эти минуты нужно с особым благоговением слушать слова Священного Писания. Во время чтения Евангелия, как бы внимая Самому Господу Иисусу Христу, следует стоять с преклоненной головой.
После этого диакон приглашает помолиться об оглашенных, то есть тех, кто еще только учится истинам православной веры, но еще не принял крещения. Затем оглашенным предлагается покинуть храм и начинается литургия верных.
При пении «Херувимской песни» совершается великий вход, во время которого Дары переносятся с жертвенника, где они приготовлялись, на престол для их освящения.
«Херувимская песнь» звучит так: «Иже Херувимы тайно образующе и животворящей Троице трисвятую песнь припевающе, всякое ныне житейское отложим попечение…» После входа звучит продолжение: «Яко да Царя всех подымем, ангельскими невидимо дори носима чинми. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа». В переводе на русский язык: «Мы, таинственно изображающие Херувимов и поющие животворящей Троице трисвятую песнь, оставим теперь всю житейскую заботу, чтобы принять Царя всего мира, невидимо сопровождаемого воинством ангельских чинов».
По окончании первой половины «Херувимской песни» полагается поясной поклон. При словах священнослужителя: «И всех вас, православных христиан» - нужно сказать про себя: «Архиерейство твое да помянет Господь Бог во Царствии Своем». Так говорится при служении епископа. При служении же священника следует говорить про себя: «Священство твое да помянет Господь Бог во Царствии Своем».
Священник ставит сосуды с Дарами на престол и накрывает их так называемым воздухом, вспоминая погребение Господа Иисуса Христа, и читает тропари «Благообразный Иосиф, с древа снем пречистое тело Твое, плащаницею чистою обвив…», «Во гробе плотски, во аде же с душею, яко Бог, в раи же с разбойником…» и другие.
Далее возглашается просительная ектения.
Слова «Двери, двери» перед пением Символа веры в древности относились к привратникам, дабы они не впускали в храм оглашенных или язычников при совершении таинства. Ныне эти слова напоминают верным, чтобы они не дозволяли входить в двери своего сердца помыслам греха. Слова «Премудростию вонмем» (будем внимать) призывают внимание верующих к спасительному учению Православной Церкви, изложенному в Символе веры, который на литургии поют все верующие.
По окончании пения диакон возглашает: «Станем добре, станем со страхом» - и призывает со вниманием святое возношение в мире приносить, а хор продолжает фразу: «Милость мира, жертвухваления». После этого начинается Евхаристический канон, который закончится схождением Святого Духа на приготовленные Дары и преложением хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы. С каким же страхом и трепетом, как сосредоточенно мы должны молиться в это время!
Священник возглашает: «Благодарим Господа!» И мы вместе с ним благодарим Господа за все Его благодеяния, видимые и невидимые, ведомые и неведомые, за то, что Он привел нас из небытия в бытие, за то, что не оставил людей, отпавших через грехопадение, за то, что принимает от нас эту службу, хотя Его славословят Архангелы и Ангелы, Херувимы и Серафимы. Продолжая молитву, священник возглашает: «победную песнь поюще, вопиюще, взывающе и глаголюще:» (хор поет дальше) «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф, исполнь небо и земля славы Твоея, осанна в вышних».
В это время священник в алтаре особо благодарит Бога Отца за то, что Он так возлюбил мир, что дал Сына Своего единородного (единственного), чтобы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную, и вспоминает Тайную вечерю, которую Господь Иисус Христос совершил перед Своей смертью - как Господь взял хлеб, благословил, преломил и сказал: «Приимите, ядите,сие есть Тело Мое...» А после вечери взял чашу: «Пийте от нея вси, сия есть Кровь Моя…» После этих возгласов священника верующие полагают поясные поклоны.
Вспоминая спасительные страдания Христовы - крест, смерть, тридневное погребение, а также воскресение из мертвых, вознесение на небеса, славное второе пришествие, священник (или диакон) возносит чашу и дискос и говорит: «Твоя от Твоих (то есть Твоё от Твоих даров; из того, что Ты нам дал) Тебе приносяще о всех и за вся» (за все благодеяния), а хор продолжает фразу:«Тебе поем, Тебе благословим и молим Ти ся, Боже наш».
На Тайной вечери Господь Иисус Христос заповедал апостолам повторять это священнодействие - сие творите в Мое воспоминание (Лк. 22, 19). И вот теперь священник, по заповеди Господней совершая страшное таинство, просит Бога Отца ниспослать Духа Своего Святого на предлежащие Дары и на всех людей и преложить хлеб в Тело Христово, а то, что в чаше, - в Кровь Христову. Как велико священническое служение: своей молитвой он низводит Духа Святого!
Оканчивая молитву, священник произносит: «Аминь. Аминь. Аминь» - и делает земной поклон. Здесь надо и нам поклониться до земли Телу и Крови Христовым, находящимся теперь на престоле. В это время, по слову святителя Иоанна Златоуста, «и ангелы предстоят священнику, и весь чин небесных сил к восклицаниям стекается, и все место окрест алтаря наполняется ангельскими лицами в честь Лежащего» на престоле.
При пении «Достойно есть» (или другой священной песни в честь Богородицы - задостойника) священник молится о живых и усопших, поминая их по именам. После «Достойно есть» или заменяющего его задостойника - земной поклон.
Завершая поминовение, священник молит Бога о патриархе и правящем архиерее: «В первых помяни, Господи, великаго господина и отца нашего…» От имени всех нас хор поет: «И всех, и вся». Эти слова означают, что при совершении литургии не только священнослужители, но и весь народ просит Бога помянуть всех, кто присутствует в храме и отсутствует, сродников, благодетелей, усопших православных, и вообще всех. (Слово «всех» мужского рода, «вся» по-церковнославянски - женского.) Здесь нужно положить поясной поклон.
Возглашается просительная ектения и затем всем народом поется молитва Господня «Отче наш».
По возгласе священника: «Святая - святым» (то есть «Святые Дары - святым») хор смиренно отвечает (и мы с ним мысленно), что свят только один Господь: «Един свят, един Господь…»
Священнослужители в алтаре причащаются святых Христовых Тайн, после чего святые Тайны выносятся для причащения верующих. При возглашении: «Со страхом Божиим и верою приступите!» — полагается земной поклон.
Приступая к принятию святых Тайн Тела и Крови Христовых, после того как священник прочитает молитвы пред причащением, надлежит сложить руки на груди крестообразно - правую на левую, ни в коем случае не креститься, дабы не толкнуть нечаянно Чашу, и не спеша, благоговейно, со страхом Божиим подходить ко причащению. Нужно назвать ясно свое имя, а по принятии святых Тайн поцеловать нижнюю часть Чаши, как само пречистое ребро Христово. Затем отойти в сторону спокойно, не творя крестного знамения и поклонов и тем более ничего не говоря, принять частичку антидора или просфоры и запить теплотой. Земные поклоны в этот день не совершаются причастниками до вечера.
Те, кто не причащается за Божественной литургией, в святые минуты причастия должны стоять в храме с благоговением, дабы не нарушить благочиния церковного.
При последнем явлении святых Даров, изображающем вознесение Господа Иисуса Христа на небо, при словах священника: «Всегда, ныне и присно и во веки веков» - полагается земной поклон с крестным знамением для тех, кто не сподобился святых Тайн, а для причастников - поясной поклон с крестным знамением. Кто не успел еще к этому времени принять теплоты, должен обратиться лицом к святой Чаше, выражая этим благоговение к святыне.
Святой антидор (с греч. - вместо дара) раздается присутствующим за Божественной литургией для благословения и освящения души и тела, дабы те, кто не приобщался святых Тайн, вкусили освященного хлеба. Церковный Устав указывает, что антидор можно принимать лишь натощак - ничего не евшим и не пившим.
Попечение святой Церкви о нас продолжается и после службы, чтобы мы не лишились благодатного настроения, которого, по милости Божией, удостоились в храме. Церковь заповедует нам расходиться из храма в благоговейном молчании, с благодарением Господу, сподобившему нас присутствовать в храме, с молитвой, чтобы Господь даровал до конца нашей жизни всегда посещать Его святой храм.
Спасительная сила церковных молитв, песнопений и чтений зависит от того, с каким чувством принимают их наши сердце и ум. Поэтому если невозможно положить поклон по той или иной причине, то лучше со смирением испросить мысленно у Господа прощения, чем толкать других и нарушать церковное благочиние. Но совершенно необходимо вникать во все, совершающееся за церковным богослужением, чтобы питаться им. Тогда только за церковной службой каждый согреет свое сердце, возбудит совесть, оживит душу и просветит свой ум.
Храм предназначен для молитвы. Поэтому тот, кто болтает во время службы, не молясь сам и мешая молиться окружающим, берет на душу тяжкий грех.