Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Миссионерский отдел Московской епархии

Незнакомое православие

Православная библиотека мобильное приложение

Православный молитвослов мобильное приложение

Правила о поклонах и крестном знамении

Во время церковной службы часто совершаются великие земные и малые поясные поклоны. Святая Церковь требует совершать поклоны с внутренним благоговением и внешним благообразием, не спеша, и, по возможности, единовременно с другими молящимися в храме. Пред совершением поклона нужно осенить себя крестным знамением и потом делать поклон, - если малый, то нужно наклонить главу так, чтобы рукой можно было достать до земли, при великом же нужно оба колена преклонить и главою коснуться земли. Крестное зна?мение следует изображать на себе правильно, с благоговением, не спеша, соединив вместе три первых перста правой руки в знак того, что Бог есть Троица Единая и Равночестная, а остальные два перста (безымянный и мизинец) сложив и пригнув к ладони в ознаменование того, что Иисус Христос есть Бог и Человек, сошедший на землю нашего ради спасения. Сложенную таким образом десницу (правую руку) следует полагать на лоб, чтобы просветил Господь ум наш, затем на чрево, дабы укротил восстающую на дух плоть, а после на правое и на левое плечо — для освящения нашей деятельности. Церковный Устав требует, чтобы мы совершали поклоны в храме Божием не только чинно и все одновременно, но и неторопливо («не борзяся») и своевременно, то есть именно тогда, когда это указано. Поклоны и коленопреклонения следует совершать по окончании молитвословия, а не во время его исполнения.
Коленопреклонение (стояние на коленях, а не поклон) бывает в храме только во время чтения особых коленопреклоненных молитв. В других случаях стоять на коленях за богослужением вПравославной Церкви не положено. Тем более неуместно становиться на колени, просто услышав то песнопение, которое вы знаете и любите.
Пред началом всякого богослужения нужно полагать по три поясных поклона. Затем, при всех службах, на всяком «Приидите, поклонимся», на «Святый Боже», на троекратном «Аллилуиа» и на «Буди Имя Господне» полагаются по три поясных поклона, только на «Аллилуиа» среди шестопсалмия, ради глубокой тишины, по Уставу поклонов не полагается, но совершается крестное знамение. При пении и чтении стихир и других молитвословий тогда только полагается поясной поклон, когда слова их побуждают к этому; например: «припадем», «поклонимся», «молимся».
При чтении акафистов на каждом кондаке и икосе полагается поясной поклон; при троекратном произнесении или пении тринадцатого кондака полагаются поклоны земные или поясные (по дню); такие же поклоны полагаются по прочтении молитвы акафиста.
По «Достойно» на повечерии и утрени поклон по дню, земной в будние дни, поясной в воскресенье или в праздник.
Перед и по прочтении Евангелия (на «Слава Тебе, Господи») всегда полагается один поясной поклон; на полиелее после каждого величания - по одному поясному поклону.
При начале чтения или пения Символа веры, при произнесении слов: «Силою честнаго иживотворящаго Креста», при начале чтения Апостола, Евангелия и паремий* положено осенять себя крестным знамением без поклона.
Когда священнослужитель, преподавая мир, произносит: «Мир всем» или возглашает: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любы (любовь) Бога и Отца и причастие (общение) Святаго Духа буди со всеми вами» и лик (хор), отвечая, поет: «И духови твоему» или: «И со духом твоим», следует наклонить голову. Неблагочестивым самочинием является то, когда миряне при общем благословении священнослужителя складывают свои ладони, а затем иногда еще и целуют их. Здесь надо просто наклонить голову. При возглашении «Главы ваша Господеви приклоните» следует наклонить главу: в это время священник молится Богу о всех, преклонивших свои головы.
Когда в церкви осеняют народ Крестом, святым Евангелием, образом или святой Чашей, то все должны креститься с поклоном. А когда осеняют свечами, или благословляют рукой, или кадят народ, то не следует креститься, а только поклониться. В Светлую седмицу Святой Пасхи, когда кадит священник, отвечая на его приветствие «Христос воскресе», говорят: «Воистинну воскресе».
Принимая благословение священника или епископа, христиане складывают ладони крестообразно, полагая правую на левую, и целуют десницу благословляющего, но не крестятся перед этим.
От Святой Пасхи до праздника Святой Троицы, от праздника Рождества Христова до праздника Крещения Господня (Святки), вообще во все великие праздники и в воскресные дни поклоны земные при храмовых богослужениях отменяются.
Проходя по храму мимо царских врат, следует перекреститься и сделать поясной поклон.
Не отвлекая сердца, следите за богослужением, чтобы со всеми молиться именно о том, о чем молится и вся Церковь.
Во время богослужения принято креститься: во время славословий - Святой Троице и Спасителю Иисусу Христу (например, на словах «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу»); вообще при упоминании Святой Троицы (например, при словах «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа»); а также в начале и в конце любой молитвы.
Безблагодатно, «на потеху бесам», совершают крестное знамение те, кто делает это небрежно, торопливо, кое-как. Бывает, что люди торопливо крестятся раз десять. Это и неблагоговейно, и излишне - достаточно с верой в силу крестного знамения и один раз перекреститься.