Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

О таинствах покаяния и причащения

Таинство причащения святых Тайн, или Евхаристия, есть таинство, установленное Самим Спасителем во время Тайной вечери и данное Им нам как совершенно необходимое в деле нашего духовного спасения.
Накануне Своих страданий и смерти Иисус на вечери взял хлеб и, благословив, преломил и,р аздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многихизливаемая во оставление грехов (Мф. 26, 26-28).
По учению Православной Церкви, каждый христианин во время причастия таинственно - непостижимо для нашего разума - соединяется со Христом, так как в каждой частице причастия содержится весь Христос.
Причащение святых Тайн Тела и Крови Христовых необходимо, чтобы войти в жизнь вечную. Об этом говорит Сам Господь в Святом Евангелии: истинно, истинно говорю вам: если не будетеесть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день (Ин. 6, 53-54).
Однако каждый христианин должен твердо усвоить, что, при всем величайшем значении и необходимости для нас причащения, к нему нельзя приступать без предварительного очищения себя покаянием в исповеди священнику. Ибо, как сказал апостол Павел: кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. …Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем.Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает (1 Кор. 11, 27, 29-30).
В таинстве покаяния исповедующий свои грехи, при видимом изъявлении прощения от священника, невидимо разрешается от грехов Самим Иисусом Христом.
Главнейшей частью таинства покаяния является исповедь кающегося. Первым действием готовящегося к исповеди должно быть испытание сердца.
Обычно люди, неопытные в духовной жизни, не видят ни множественности своих грехов, ни их гнусности. Они говорят: «Ничего особенного я не совершал»; «У меня только мелкие грехи, как у всех»; «Не украл, не убивал», - так часто многие начинают исповедь.
Чем объяснить нашу безучастность на исповеди, наше самомнение, как не окамененным нечувствием, как не «мертвостью сердечной, душевной смертью, телесную предваряющей»? Святые отцы и учителя наши, оставившие нам покаянные молитвы, считали себя первыми из грешников, с искренней убежденностью взывали к Иисусу Сладчайшему: «Никто же согреших на земли от века, яко же согреших аз, окаянный и блудный!» А мы убеждены, что у нас все благополучно!
Мы, погруженные во мрак греховный, ничего не видим в сердце своем, а если и видим, то не ужасаемся, так как нам не с чем сравнить, ибо Христос для нас закрыт пеленой грехов.
Разбираясь в нравственном состоянии своей души, надо постараться различать основные грехи от производных, симптомы от более глубоких причин. Например, мы не замечаем, - и это очень важно, - рассеянность на молитве, невнимание во время богослужения, отсутствие интереса к слушанию и чтению Священного Писания; но не происходят ли эти грехи от маловерия и слабой любви к Богу?!
Нужно отметить в себе своеволие, непослушание, самооправдание, нетерпение упреков, неуступчивость, упрямство, раздражительность, гнев; но гораздо важнее открыть и понять их связь с самолюбием и гордостью. Если мы замечаем в себе стремление быть всегда в обществе, на людях, проявляем словоохотливость, насмешливость, злословие, если мы излишне заботимся о своей наружности и одежде, то надо внимательно посмотреть на свою душу, ибо чаще всего так проявляется тщеславие и гордыня.
Если мы слишком близко принимаем к сердцу житейские неудачи, тяжело переносим разлуку, безутешно скорбим об отошедших, то не кроется ли в силе, в глубине этих искренних чувств неверие в благой промысл Божий?
Есть еще одно вспомогательное средство, ведущее нас к познанию своих грехов, - чаще, и особенно перед исповедью, вспоминать то, в чем обычно обвиняют нас другие люди, бок о бок с нами живущие, наши близкие: очень часто их обвинения и укоры справедливы.
Но даже если они и кажутся несправедливыми, надо принимать их с кротостью, без озлобления.
При таком испытании сердца нужно следить, чтобы не впасть в чрезмерную мнительность и мелочную подозрительность ко всякому движению сердца. Став на этот путь, можно потерять чувство важного и неважного, запутаться в мелочах.
Перед исповедью необходимо попросить прощения у всех, перед кем считаешь себя виновным, чтобы приступить к Таинству с неотягощенной совестью. И обязательно самому простить всех, кто обидел нас, оскорбил, причинил зло. Если сами мы не прощаем другим людям их прегрешения, как мы можем просить у Бога прощения наших грехов?
Приготовление к исповеди не только в том, чтобы возможно полно вспомнить свои грехи, а в том, чтобы достигнуть покаяния. Духовнику исповедник должен принести не список грехов, а покаянное чувство, не детальный рассказ о своей жизни, а сокрушенное сердце.
Знать свои грехи — это еще не значит каяться в них. Но что же делать, если иссохшее греховным пламенем сердце наше не способно на искреннее покаяние? И все-таки это не причина для того, чтобы откладывать исповедь в ожидании покаянного чувства.
Бог может коснуться нашего сердца и в течение самой исповеди: наименование вслух наших грехов и молитва священника может смягчить наше сердце, утончить духовное зрение, обострить покаянное чувство.
Приготовление к исповеди постом помогает нам преодолеть духовную вялость. Истощая наше тело, пост нарушает гибельное для духовной жизни наше телесное благополучие и благодушие. Однако пост сам по себе только подготовляет, разрыхляет почву нашего сердца, которое после этого сможет впитать молитву, Слово Божие, жития святых, творения святых отцов, а это, в свою очередь, повлечет усиление борьбы со своей греховной природой, подвигнет на активное делание добра.
Господь наш Иисус Христос сказал, обращаясь к ученикам Своим: истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено нанебе (Мф. 18, 18). Он же, явившись апостолам по воскресении Своем, сказал: как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся (Ин. 20, 21-23). Апостолы, исполняя волю Совершителя спасения и Начальника веры нашей, передали эту власть преемникам своего служения - пастырям Церкви Христовой.
Именно они, священники, и принимают нашу исповедь в храме.