Об отношении к священникам и к исповеди
Согласно правилам Православной Церкви, ее члены должны прибегать к исповеди начиная с семилетнего возраста. Иными словами, уже с семилетнего возраста Церковь считает человека способным отвечать перед Богом за свои поступки, бороться со злом в себе и получать благодатное прощение в таинстве покаяния. Дети и подростки, воспитанные своими родителями в христианской вере, по православной традиции после семи лет приходят на исповедь.
Как часто надо исповедоваться Надо исповедоваться возможно чаще, по крайней мере в каждый из четырех постов. Нам, неискусным в покаянии, необходимо вновь и вновь учиться каяться. Необходимо стремиться к тому, чтобы промежутки между исповедями были наполнены духовной борьбой, трезвением, усилиями, питаемыми плодами последнего говения и святого причащения и возбуждаемыми ожиданием приближающейся новой исповеди.
Конечно, желательно иметь своего духовника, но это вовсе не обязательное условие для истинного покаяния. Для человека, действительно страдающего от своего греха, безразлично, у кого он исповедует его, лишь бы как можно скорее покаяться и получить отпущение. При этом следует все же предостеречься от излишней «разборчивости» и порочной практики переходить от одного священника к другому для сокрытия своих грехов.
К сожалению, потребительское отношение к Церкви остается одним из самых распространенных пороков нашей церковной жизни. Отсюда и злоупотребление пастырским вниманием, своего рода исповеди-спектакли, разыгрываемые перед священником, отсюда «паломничество» из монастыря в монастырь, от духовника к духовнику, сопровождающееся всякого рода околоцерковными пересудами, подменяющими, по сути, духовную жизнь.
Самым опасным и очень распространенным видом церковного «потребительства» является безответственное отношение к святым Христовым Тайнам. Практикующаяся иногда так называемая общая исповедь постепенно приучает мирян причащаться вовсе без исповеди, не говоря уж о предписанной Уставом подготовке.
Всякий, приступающий к исповеди, должен знать исповедь - не индульгенция, при которой чувство смущения, стыда и даже покаяния служит как бы платой, вносимой за грех и позволяющей жить дальше как ни в чем не бывало. Исповедь - это глубоко личностный акт, а вместе с подготовкой к исповеди и процесс, в котором человек раскрывается не только для Бога, но и для самого себя. Исповедь, без преувеличения, можно назвать процессом рождения личности, процессом иногда мучительным, ибо человеку приходится что-то от себя отсекать, что-то вырывать из себя с корнем, но и процессом спасительным и в итоге всегда радостным.
Есть еще один момент, на который надо обратить внимание, - уважение к исповеди.
Часто из-за толчеи в храме люди стоят чуть ли не вплотную к священнику и исповедующемуся, так что даже могут слышать их. Никакая толчея не может здесь служить оправданием, и никто не должен подходить к священнику и исповедующемуся так близко.
Тайна исповеди должна быть ограждена от всего, в том числе и от давки.