Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Миссионерский отдел Московской епархии

Незнакомое православие

Православная библиотека мобильное приложение

Православный молитвослов мобильное приложение

Что такое Таинство Крещения?

Зачем Бог сотворил человека?

Зачем мы дарим подарок ребенку? Дарим потому, что хотим его порадовать, хотим, чтобы он ощутил нашу любовь и откликнулся на не своей любовью. Так и Бог создал человека для того, чтобы мы могли насладиться блаженной жизнью в соединении с Ним.
Но случилось так, что первые люди – Адам и Ева – нарушили Божий Замысел о человеке. Предательством прародителей грех и смерть вошли в мир. Мы стали умирать, связь с Богом была разорвана. И для того, чтобы возможность соединения человека с Богом была восстановлена, Бог сам пришел к людям и даровал Спасение.
Спасение, совершаемое Господом Иисусом Христом – это избавление каждого из нас от рабства дьяволу, греху и смерти, и дарование нам вечной жизни в общении с Богом.
Таинство Святого Крещения возрождает нас к этой жизни с Богом. Происходит рождение нового человека.  Но это рождение обусловлено не только внешним совершением  священнодействий, но в первую очередь нравственным и духовным состоянием человека, готового его принять.
Намереваясь креститься, человек оказывается на пороге чрезвычайно важного шага в своей жизни. Если человек принимает его ради земной выгоды (не болеть, чтобы дела пошли хорошо) или обычая (все крестятся – и я, в роду у нас все крещены и т.п.), то оно не принесет никакой пользы.
И более того, без веры и твердого намерения жить после Крещения по-христиански, священнодействие не только обессмысливается, но и может пойти во вред. Поэтому Таинство Крещения совершается только над верующим человеком или над младенцем при условии дальнейшего воспитания младенца в Православной христианской вере его родителями и крестными. Совершается Крещение во имя Единого Бога Троицы, Отца и Сына и Святого Духа. И если соблюдаются все условия крещения, то Дух Святой как в горниле переплавляет душу человека, истребляет грехи и делает ее чище и блистательнее всякого золота.

Условие Крещения – покаяние и вера.

Вера – это не просто согласие ума с христианскими истинами. Это не только вера в то, что Бог есть, но это вера во Христа – Бога, ставшего Человеком и даровавшего нам через искупительную смерть на Кресте вечную жизнь. Христианство – это доверие Богу, готовность доверить Ему свою жизнь и жить по Его Заповедям и Его Воле, благой и совершенной, лучше которой ничего не может быть. Это первое условие Крещения.
Покаяние. К Крещению можно приступить только лишь отказавшись от своих грехов и осудив их. Это возможно через познание своей греховности, осознания того, что мы часто живем нарушая Заповеди Божьи. И если мы погружаемся в воды Крещения с отвращением и ненавистью к греху, тогда нить нашей жизни как бы обрывается, все прежние грехи нам прощаются, и наше греховное прошлое теряет свою силу над нами, становится чуждым для нас. Тогда, как говорит Священное Писание, мы умираем для греха, погребаемся крещением в смерть Христову и уже со Христом силой Святого Духа воскресаем к новой жизни для жизни с Богом. В этом смысл погружения в освященную воду с призыванием имени Пресвятой Троицы.
Таким образом, после Крещение центр жизненных интересов должен полностью измениться. Истинное покаяние – это кардинальное изменение образа мыслей, перемена жизни, отрицание греха всем сердцем. Это второе условие Крещения.
Но если нет веры, нет покаяния, нет ни малейшего желания исправить свою жизнь, то принимать Таинство Крещения бессмысленно, если не сказать кощунственно.

Крещальные обеты.

Отречение от сатаны. Христиане по личному опыту знают, какова сила сатаны (диавола) - духа зла и врага рода человеческого. Некрещеный человек является рабом греха, будучи порабощенным диаволом. При совершении Таинства Крещения вам предстоит отречься от этого духа зла, от всех дел его и от всей гордыни его. А после этого сочетаться (соединиться) со Христом, дать крещальные обеты Христу Богу: обещание доброй совести и доброй жизни по заповедям Божиим.
Исповедание правой веры. Затем человек произносит клятву – Символ Веры, лично исповедуя Христа своим Богом и Спасителем и обещая, что он узнал и всем сердцем принял все то, что что Господь сказал о себе в Евангелии и доверяет основанной Им Матери – Церкви.
Сочетание со Христом. После этого происходит сочетание (соединение) со Христом и даются крещальные обеты Христу Богу: жить по Заповедям Божиим. Поэтому чтобы понимать, какая жизнь потребуется от человека после Крещения нужно сперва узнать эти Заповеди.
Обеты крестных родителей. В случае крещения младенца, родители и крестные берут на себя ответственность за его христианское воспитание и приобщение к Церкви, начиная с младенческих лет. Они совершат тягчайший грех и будут отвечать на Страшном Суде Божием, если будут не радеть об этом. Именно поэтому крестным родителем может стать только тот, кто сам живет по-христиански, соблюдает Заветы Божьи.
Спасение от рабства греху и диаволу, прощение грехов, вечная жизнь с Богом – все это мы получаем в Крещении как дар Божий в силу искупительного подвига Христа Спасителя. Но этот дар легко потерять, если, веря в Бога, жить так, как будто Бога не существует; если, крестившись, быть христианином только по имени.

Как жить дальше…

Путь христианской жизни тернист и труден. «Входите тесными вратами, - говорит Господь (Мф. 7,13), - потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их».
Прежде всего, мы должны стремиться, насколько хватает сил, уничтожать в себе малейшие остатки прежних греховных навыков. Как говорил святитель Иоанн Златоуст, «грехи тебе прощены, а привычку исправь сам».
«Кто не собирает со Мною, тот расточает» (Лк. 11,23), - говорит Господь. Поэтому в христианской жизни нельзя стоять на месте. Во всей полноте спасение души совершается по мере того, как образ Господа Иисуса Христа изображается в нас.
Благодатные средства, которые Господь дал нам для нашего духовного возрождения: постоянное и строгое самоиспытание, покаяние и исповедь в грехах перед духовником, Святое Причащение, ежедневная молитва дома и регулярное участие в храмовом богослужении, чтение Священного Писания и трудов Святых Отцов, аскетическая дисциплина (соблюдение постов).
Так постепенно происходит наше духовное исцеление, и мы делаемся способными наслаждаться вечным бытием в Царстве Небесном, делаемся сродными этому Царству святости и света. И это Царство Божие приходит и в нашу земную жизнь, зарождаясь и развиваясь в собственном нашем сердце. И именно с этим состояние души мы должны предстать на суд Божий в конце нашей земной жизни.
Итак – есть только два пути, и мыв должны сделать выбор – жить нам в этом мире с Богом, служа ему, или же оставаться вне Его, служа греху. Выбор принадлежит нам. Но нам нужно помнить, что «возмездие за грех – смерть, а дар Божий – жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим. 6,23)