Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

18-24 марта 2019 года - Неделя Святителя Григория Паламы

Миссионерский отдел Московской епархии

Незнакомое православие

Православная библиотека мобильное приложение

Православный молитвослов мобильное приложение

Как устроен православный храм

Устройство православного храма уходит своими корнями в глубокую, ветхозаветную древность.
Как и древний Иерусалимский храм, православный храм состоит из трех частей: алтаря, среднего храма (или просто храма) и притвора (или трапезной). Кроме того, храм может иметь один или несколько дополнительных приделов со своими алтарями.
Христианские храмы строятся алтарем на восток - в сторону, где восходит солнце, так как Господа Иисуса Христа Церковь именует «Светом тихим», «Солнцем правды», пришедшим «с высоты востока».
Каждый храм посвящается Богу, нося имя в память того или иного священного события или угодника Божия. Если в нем несколько алтарей, то каждый из них освящается в память особого праздника или святого.
Здание храма обычно завершается куполом, изображающим небо, купол же венчает глава, на которой ставится крест - во славу главы Церкви - Иисуса Христа.
Святое святых храма - алтарь. Само слово «алтарь» означает «повышенный жертвенник ». Он и устраивается обычно на возвышении. Входить в него дозволяется только посвященным: священно- и церковнослужителям. Женщинам вход в алтарь запрещен (за исключением монахинь и иногда, по особому благословению, пожилых благочестивых прихожанок для уборки). Верующие располагаются обычно в той части, которая называется собственно храмом. Притворы, или трапезные, в наше время стали как бы частью храма, в первые же века христианства здесь стояли оглашенные (те, кто готовился к таинству крещения) и кающиеся (отлученные на время от причастия).
Внутри алтаря находится главная святыня: престол. Это особо освященный стол. На нем находятся семисвечник, ковчег с запасными святыми Дарами, Евангелие, кресты. Прикасаться к престолу могут только священнослужители.
Под престолом хранятся частицы мощей христианских мучеников, освящающих собой место его расположения и напоминающих нам, что мученики за веру Христову - это столпы, прочное основание, на котором держится Церковь.
На престоле во время литургии (обедни) совершается таинство преложения хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы. Здание, которое хотя и предназначено для молитвы, но в котором нет святого престола, не является церковью, но только молитвенным домом или часовней.
Алтарь отделяется от храма особой перегородкой, которая уставлена иконами и называется иконостасом. В ней три двери.
Центральные, самые большие двери, - напротив святого престола, - называются Царскими вратами. Через них невидимо выходит к нам Сам Царь славы, Иисус Христос, в чаше со святыми Дарами. На Царских вратах изображаются Благовещение (Архангел Гавриил возвещает Пресвятой Деве о рождении от Нее долгожданного Мессии, Спасителя мира) и четыре евангелиста. В эти двери не разрешается входить никому, кроме священнослужителей.
Боковые двери называются диаконскими: чаще всего через них проходят диаконы. Справа - южные двери, слева - северные.
Царские врата имеют завесу, которая открывается или закрывается в определенные моменты богослужения.
Справа от Царских врат в иконостасе помещается икона Спасителя, слева - образ Пресвятой Богородицы, за ними - иконы особо чтимых святых. При этом правее образа Спасителя помещают обычно храмовую икону - на ней изображен святой или праздник, в честь которого освящен храм. По этой причине нижний ряд в иконостасе называется местным рядом.
Над местным рядом может располагаться ряд праздничных икон с изображением двунадесятых праздников (двенадцати главных праздников в честь важнейших событий земной жизни Господа Иисуса Христа и Пресвятой Богородицы).
Третий ряд - деисусный, или деисус (от греческого «деисис» - «моление»), - изображение Божией Матери, святых апостолов, Архангелов и святых, склонившихся в молитвенной позе ко Господу.
Иконы также располагаются по всем стенам храма в рамах под стеклом - в киотах, лежат на аналоях - особых столиках с наклонной крышкой.
Возвышение перед иконостасом именуется солея. Середина солеи - полукруглый выступ перед Царскими вратами — называется амвон. С амвона преподается верующим святое причащение, проповедует священник, произносит ектении (моления, содержащие ряд кратких прошений) диакон.
По краям солеи у самых стен, иногда за иконами, устраиваются клиросы для хора и чтецов.
В храме располагается также канун - латунное Распятие и ряды подсвечников на латунном же ящике. На канун ставят свечи об упокоении усопших. На столик рядом с кануном вы можете положить вашу жертву на храм, принесенную в память усопших: вино, муку, фрукты, сладости. Здесь же служатся заупокойные службы - панихиды, литии.
Перед праздничными аналоями и чтимыми иконами ставят подсвечники для возжигания на них свечей верующих. С потолка свисают большие красивые паникадила со множеством лампочек, зажигаемых в торжественные моменты службы.
Слово «церковь» в одном из своих значений является синонимом слова «храм» и означает место, куда собираются для богослужений верующие в Господа Иисуса Христа.
Слово «Церковь» означает также основанное Иисусом Христом общество, собрание истинно верующих во Христа, живых и усопших, и Ангелов - под невидимым управлением Самого Господа и Духа Божия.