Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Миссионерский отдел Московской епархии

Незнакомое православие

Православная библиотека мобильное приложение

Православный молитвослов мобильное приложение

Как устроен православный храм

Устройство православного храма уходит своими корнями в глубокую, ветхозаветную древность.
Как и древний Иерусалимский храм, православный храм состоит из трех частей: алтаря, среднего храма (или просто храма) и притвора (или трапезной). Кроме того, храм может иметь один или несколько дополнительных приделов со своими алтарями.
Христианские храмы строятся алтарем на восток - в сторону, где восходит солнце, так как Господа Иисуса Христа Церковь именует «Светом тихим», «Солнцем правды», пришедшим «с высоты востока».
Каждый храм посвящается Богу, нося имя в память того или иного священного события или угодника Божия. Если в нем несколько алтарей, то каждый из них освящается в память особого праздника или святого.
Здание храма обычно завершается куполом, изображающим небо, купол же венчает глава, на которой ставится крест - во славу главы Церкви - Иисуса Христа.
Святое святых храма - алтарь. Само слово «алтарь» означает «повышенный жертвенник ». Он и устраивается обычно на возвышении. Входить в него дозволяется только посвященным: священно- и церковнослужителям. Женщинам вход в алтарь запрещен (за исключением монахинь и иногда, по особому благословению, пожилых благочестивых прихожанок для уборки). Верующие располагаются обычно в той части, которая называется собственно храмом. Притворы, или трапезные, в наше время стали как бы частью храма, в первые же века христианства здесь стояли оглашенные (те, кто готовился к таинству крещения) и кающиеся (отлученные на время от причастия).
Внутри алтаря находится главная святыня: престол. Это особо освященный стол. На нем находятся семисвечник, ковчег с запасными святыми Дарами, Евангелие, кресты. Прикасаться к престолу могут только священнослужители.
Под престолом хранятся частицы мощей христианских мучеников, освящающих собой место его расположения и напоминающих нам, что мученики за веру Христову - это столпы, прочное основание, на котором держится Церковь.
На престоле во время литургии (обедни) совершается таинство преложения хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы. Здание, которое хотя и предназначено для молитвы, но в котором нет святого престола, не является церковью, но только молитвенным домом или часовней.
Алтарь отделяется от храма особой перегородкой, которая уставлена иконами и называется иконостасом. В ней три двери.
Центральные, самые большие двери, - напротив святого престола, - называются Царскими вратами. Через них невидимо выходит к нам Сам Царь славы, Иисус Христос, в чаше со святыми Дарами. На Царских вратах изображаются Благовещение (Архангел Гавриил возвещает Пресвятой Деве о рождении от Нее долгожданного Мессии, Спасителя мира) и четыре евангелиста. В эти двери не разрешается входить никому, кроме священнослужителей.
Боковые двери называются диаконскими: чаще всего через них проходят диаконы. Справа - южные двери, слева - северные.
Царские врата имеют завесу, которая открывается или закрывается в определенные моменты богослужения.
Справа от Царских врат в иконостасе помещается икона Спасителя, слева - образ Пресвятой Богородицы, за ними - иконы особо чтимых святых. При этом правее образа Спасителя помещают обычно храмовую икону - на ней изображен святой или праздник, в честь которого освящен храм. По этой причине нижний ряд в иконостасе называется местным рядом.
Над местным рядом может располагаться ряд праздничных икон с изображением двунадесятых праздников (двенадцати главных праздников в честь важнейших событий земной жизни Господа Иисуса Христа и Пресвятой Богородицы).
Третий ряд - деисусный, или деисус (от греческого «деисис» - «моление»), - изображение Божией Матери, святых апостолов, Архангелов и святых, склонившихся в молитвенной позе ко Господу.
Иконы также располагаются по всем стенам храма в рамах под стеклом - в киотах, лежат на аналоях - особых столиках с наклонной крышкой.
Возвышение перед иконостасом именуется солея. Середина солеи - полукруглый выступ перед Царскими вратами — называется амвон. С амвона преподается верующим святое причащение, проповедует священник, произносит ектении (моления, содержащие ряд кратких прошений) диакон.
По краям солеи у самых стен, иногда за иконами, устраиваются клиросы для хора и чтецов.
В храме располагается также канун - латунное Распятие и ряды подсвечников на латунном же ящике. На канун ставят свечи об упокоении усопших. На столик рядом с кануном вы можете положить вашу жертву на храм, принесенную в память усопших: вино, муку, фрукты, сладости. Здесь же служатся заупокойные службы - панихиды, литии.
Перед праздничными аналоями и чтимыми иконами ставят подсвечники для возжигания на них свечей верующих. С потолка свисают большие красивые паникадила со множеством лампочек, зажигаемых в торжественные моменты службы.
Слово «церковь» в одном из своих значений является синонимом слова «храм» и означает место, куда собираются для богослужений верующие в Господа Иисуса Христа.
Слово «Церковь» означает также основанное Иисусом Христом общество, собрание истинно верующих во Христа, живых и усопших, и Ангелов - под невидимым управлением Самого Господа и Духа Божия.