Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Собор Священномученников Лопасненских

Миссионерский отдел Московской епархии

Незнакомое православие

Православная библиотека мобильное приложение

Православный молитвослов мобильное приложение

Что означает для верующего посещение храма

Много теряют те, кто редко посещает храм Божий. Святой храм - место, где мы можем укрываться от непогод жизни, от нравственной грязи. Храм - подобие неба на земле, где таинственно и непостижимо пребывает Сам Владыка неба и земли, Господь наш Иисус Христос. В храме, как сказано в церковном песнопении, «с илы небесные с нами невидимо служат». Спаситель наш говорил: Не хлебом единым будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих(Мф. 4, 4) - то есть духовная пища так же необходима душе человеческой, как пища телесная для поддержания телесных сил. А где же христианин услышит слово Божие, как не там, где Сам Господь невидимо наставляет собравшихся во имя Его? Чье учение проповедуется в церкви? Учение пророков и апостолов, говоривших по внушению Духа Святого, учение Самого Спасителя, Который есть истинная мудрость, истинная жизнь, истинный путь, истинный свет, просвещающий всякого человека, грядущего в мир.
Храм по справедливости может быть назван училищем веры и благочестия. Святой праведный Иоанн Кронштадтский писал в своем дневнике: «В храме, в его расположении и частях, в иконах, богослужении с чтением Священных Писаний, пением, обрядами, начертана образно, как на картине, в лицах, в общих чертах, вся ветхозаветная, новозаветная и церковная история, все Божественное домостроительство человеческого спасения. Величественно зрелище богослужения нашей Православной Церкви для тех, кто понимает его, кто вникает в его сущность, дух, значение, смысл!»
Чему же учится христианин в церкви? Не тем наукам, которые обращены к земным вещам, но небесной мудрости, которая принесена на землю Сыном Божиим - Иисусом Христом. Тут узнает он и подробности жизни Спасителя, знакомится с житиями и поучениями угодников Божиих, принимает участие в молитве церковной. А соборная молитва верующих - великая сила! Молитва одного, в сравнении с общей церковной молитвой, - это слабый голос пред множеством шумящих вод, это тихое дыхание ветра пред гласом громов, это едва заметный огонек пред обширным пламенем...
Многое может молитва одного праведника - тому немало примеров в истории, но еще больший плод приносит усердная молитва собравшихся в дом Божий. Когда апостолы ожидали сошествия Святого Духа, по обетованию Христову, то пребывали вместе с Божией Матерью в Сионской горнице в единодушном молении. Собираясь в храме Божием, мы ожидаем, что и нас осенит Дух Святой. Так и бывает, если только мы сами не положим этому препятствия.
При этом надо хорошо уяснить, что в храм мы идем не только для индивидуальной молитвы или молитвы за своих родных и близких. Мы идем собраться в Церковь. Это значит: мы идем в собрание верующих, чтобы всем вместе - соборно - составить Церковь, Глава которой Христос, а мы члены Тела Христова (то есть Его Церкви). В храме среди нас Христос, по Его же слову: где двое или троесобраны во имя Мое, там Я посреди них (Мф. 18, 20).
Потому-то так строги церковные правила: не участвующий без уважительной причины в трех воскресных литургиях отлучается от Церкви, вернее, он сам себя таким образом уже отсек от Тела Христова (Пр. 80 Шестого Вселенского собора).
«Верный признак омертвения души, - говорил Оптинский старец преподобный Варсонофий, - уклонение от церковных служб. Человек, который охладевает к Богу, прежде всего начинает избегать ходить в церковь, сначала старается прийти к службе попозже, а затем и совсем перестать посещать храм Божий».
«Когда услышишь звон церковного колокола, призывающего всех на молитву, и совесть подскажет тебе: в дом Господень пойдем, - отложи тогда, если можешь, всякое дело в сторону и спеши в церковь Божию, - советует святитель Феофан Затворник. - Знай, что Ангел хранитель твой зовет под кров дома Божия; это он, небожитель, напоминает тебе о небе земном, чтобы там освятить твою душу благодатию Христовою, чтоб усладить твое сердце небесным утешением, а - кто знает? - может быть, он зовет туда и для того еще, чтобы отвести тебя от искушения, которого не избежать тебе, если дома останешься, или укрыть тебя под сению храма Божия от великой опасности...»