Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Что означает для верующего посещение храма

Много теряют те, кто редко посещает храм Божий. Святой храм - место, где мы можем укрываться от непогод жизни, от нравственной грязи. Храм - подобие неба на земле, где таинственно и непостижимо пребывает Сам Владыка неба и земли, Господь наш Иисус Христос. В храме, как сказано в церковном песнопении, «с илы небесные с нами невидимо служат». Спаситель наш говорил: Не хлебом единым будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих(Мф. 4, 4) - то есть духовная пища так же необходима душе человеческой, как пища телесная для поддержания телесных сил. А где же христианин услышит слово Божие, как не там, где Сам Господь невидимо наставляет собравшихся во имя Его? Чье учение проповедуется в церкви? Учение пророков и апостолов, говоривших по внушению Духа Святого, учение Самого Спасителя, Который есть истинная мудрость, истинная жизнь, истинный путь, истинный свет, просвещающий всякого человека, грядущего в мир.
Храм по справедливости может быть назван училищем веры и благочестия. Святой праведный Иоанн Кронштадтский писал в своем дневнике: «В храме, в его расположении и частях, в иконах, богослужении с чтением Священных Писаний, пением, обрядами, начертана образно, как на картине, в лицах, в общих чертах, вся ветхозаветная, новозаветная и церковная история, все Божественное домостроительство человеческого спасения. Величественно зрелище богослужения нашей Православной Церкви для тех, кто понимает его, кто вникает в его сущность, дух, значение, смысл!»
Чему же учится христианин в церкви? Не тем наукам, которые обращены к земным вещам, но небесной мудрости, которая принесена на землю Сыном Божиим - Иисусом Христом. Тут узнает он и подробности жизни Спасителя, знакомится с житиями и поучениями угодников Божиих, принимает участие в молитве церковной. А соборная молитва верующих - великая сила! Молитва одного, в сравнении с общей церковной молитвой, - это слабый голос пред множеством шумящих вод, это тихое дыхание ветра пред гласом громов, это едва заметный огонек пред обширным пламенем...
Многое может молитва одного праведника - тому немало примеров в истории, но еще больший плод приносит усердная молитва собравшихся в дом Божий. Когда апостолы ожидали сошествия Святого Духа, по обетованию Христову, то пребывали вместе с Божией Матерью в Сионской горнице в единодушном молении. Собираясь в храме Божием, мы ожидаем, что и нас осенит Дух Святой. Так и бывает, если только мы сами не положим этому препятствия.
При этом надо хорошо уяснить, что в храм мы идем не только для индивидуальной молитвы или молитвы за своих родных и близких. Мы идем собраться в Церковь. Это значит: мы идем в собрание верующих, чтобы всем вместе - соборно - составить Церковь, Глава которой Христос, а мы члены Тела Христова (то есть Его Церкви). В храме среди нас Христос, по Его же слову: где двое или троесобраны во имя Мое, там Я посреди них (Мф. 18, 20).
Потому-то так строги церковные правила: не участвующий без уважительной причины в трех воскресных литургиях отлучается от Церкви, вернее, он сам себя таким образом уже отсек от Тела Христова (Пр. 80 Шестого Вселенского собора).
«Верный признак омертвения души, - говорил Оптинский старец преподобный Варсонофий, - уклонение от церковных служб. Человек, который охладевает к Богу, прежде всего начинает избегать ходить в церковь, сначала старается прийти к службе попозже, а затем и совсем перестать посещать храм Божий».
«Когда услышишь звон церковного колокола, призывающего всех на молитву, и совесть подскажет тебе: в дом Господень пойдем, - отложи тогда, если можешь, всякое дело в сторону и спеши в церковь Божию, - советует святитель Феофан Затворник. - Знай, что Ангел хранитель твой зовет под кров дома Божия; это он, небожитель, напоминает тебе о небе земном, чтобы там освятить твою душу благодатию Христовою, чтоб усладить твое сердце небесным утешением, а - кто знает? - может быть, он зовет туда и для того еще, чтобы отвести тебя от искушения, которого не избежать тебе, если дома останешься, или укрыть тебя под сению храма Божия от великой опасности...»