Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Чем отличаются праздничные и будничные богослужения

Богослужения по степени «праздничности» делятся на бденные, полиелейные, со славословием, шестеричные и простые.
Бдение служится под двунадесятые и великие праздники. Двунадесятые праздники - это двенадцать самых важных церковных праздников: Рождество Христово, Богоявление (Крещение), Сретение, Благовещение, Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье), Вознесение Господне, Пятидесятница (День Святой Троицы), Преображение Господне, Рождество и Успение Пресвятой Богородицы, Воздвижение Креста, Введение во храм Пресвятой Богородицы. Пасха стоит вне счета двунадесятых праздников — это «праздников праздник и торжество торжеств». Эти праздники празднуются не один день, а имеют предпразднство и попразднство, то есть один или несколько дней до и после праздника в храме звучат молитвословия, посвященные празднику. Великими праздниками являются день Обрезания Господня, Покров Пресвятой Богородицы, дни рождества и усекновения главы Иоанна Предтечи, день памяти святых апостолов Петра и Павла. Также всенощное бдение совершается под престольные праздники и дни памяти некоторых других особо чтимых святых. Особенность бденной службы - пение, а не чтение 103-го псалма в начале службы, соединение вечерни и утрени в единое последование, наличие литии с освящением хлеба, пшеницы, вина и елея.
Полиелейная служба (по-гречески «поли» - много, «элейос» - милость) называется так потому, что на ней на утрени поются псалмы 134 и 135 с многократным припевом «Яко в век милость Его». После этого поется величание со специально подобранными стихами псалмов. Все это исполняется и на бденной службе. Также бденная и полиелейная службы отличаются от менее праздничных пением на вечерне «Блажен муж» (только в двунадесятые Господские праздники это песнопение не поется), чтением паремий, посвященных празднуемому событию или святому, большим количеством стихир. Также на этих службах читается Евангелие и священнослужители помазывают верующих освященным елеем (растительным маслом). По Уставу, масло должно браться из лампады, горящей перед праздничной иконой.
На славословной службе (как и на бденной и полиелейной), в отличие от простой и шестеричной, поется, а не читается великое славословие на утрени.
На шестеричной службе, в отличие от простой, поется шесть, а не три стихиры святому на вечерне и на утрени в каноне святому, память которого совершается в этот день года, читается шесть, а не четыре тропаря. На этих службах больше покаянных молитвословий и исполняются песнопения седмичного круга богослужения, то есть в понедельник - бесплотным силам, во вторник - Предтече и так далее. На праздничных службах этого нет.
Православное богослужение очень богатое и поэтому сложное как по форме, так и по содержанию. Но при усердии и терпении, с Божией помощью, все будет со временем понятно.