Официальные упоминания о селе Сенино Чеховского района Московской области относятся к концу XVII - началу XIX века в связи с упоминанием их первых владельцев - представителей рода графов Головиных: последний из владельцев, Алексей Гаврилович Головин продал село представителю другого знатного рода - бояр Васильчиковых - Григорию Николаевичу Васильчикову в 1808 году.¹
Клировые ведомости за 1851 год сообщают, что " ... церковь Рождества Христова в селе Сенино была построена в 1814 году тщанием прихожанина господина Григория Николаевича Васильчикова. ... Зданием каменная с такой же колокольней, крепка. Престол один. Причта положено издавна священник, дьячок и пономарь. Дома у священноцерковнослужителей деревянные, собственные, на церковной земле." В описях 1857 года указывается, что "... храм утварью достаточен, но священнослужители и церковный причт не имели постоянного оклада".
Новый каменный, ныне существующий храм Рождества Христова был построен в усадьбе Васильчиковых почти в километре от старого ветхого деревянного храма. Здание представляло собой небольшой кирпичный ротондальный храм в стиле классицизма с трапезной и колокольней.
Первые сведения о священнослужителях храма датированы 1825-1826гг:
- 20-28 марта 1825г.: "Дело об утверждении понамарем Рождественской церкви села Сенино Серпуховской округи ученика Московского Заиконоспасского духовного училища Розанова К."².
- 25 апреля - 16 мая 1826г.: "Дело об утверждении понамарем Рождественской церкви села Сенино Серпуховской округи пристава Московской духовной консистории Троицкого Ф."³.
В середине XIX века селом Сенино владел писатель Михаил Николаевич Загоскин, участник Отечественной войны 1812 года, почетный академик отделения русского языка и словесности Российской Академии Наук, действительный статский советник и директор императорских московских театров, директор московской Оружейной палаты с 1842 года. В помещечьей усадьбе Сенино, кроме барского дома М.Н. Загоскина, находившегося за прудом у церкви, находился храм, 28 людских дворов, в которых проживало около 180 крепостных мужского и женского пола.
С 1851 года в храме Рождества Христова служил священник Василий Петрович Боголюбов (Боголепов), родившийся в Московской губернии в семье дьячка: "... В школах не обучался, был определён к церкви Успения Божией Матери в селе Кузминское Серпуховского уезда в пономаря в 1807 г., произведён к церкви Рождества Иоанна Предтечи, что на Погосте Ивановской Горы того же уезда во диакона в 1822 г., в 1838 г. произведён к церкви Владимирской Божией Матери с. Богородского, Дубки тож, того же уезда, на настоящее место определён во священника в 1851 г."⁴. Вместе с ним при храме служили его жена, Евдокия Васильева, дьячок Николай Николаев и пономарь Тихон Акимов (Иоакимов). Клировая ведомость за 1868 г. сообщает, что священник Василий Петров продолжал служить в храме Рождества Христова в селе Сенино заштатным священником.
Второй комплект причетников возглавлял священник Сергий Васильевич Ирасов, родившийся в Московской губернии, в семье священника: "... Обучался в Вифанской семинарии наукам математическим, риторическим, философским и богословским, по окончании курса определён на настоящее место во священника в 1868 г."⁴ При храме состояли: жена Евдокия Тихонова, дети Федор и Татиана, заштатный священник - Василий Петрович Боголюбов (Боголепов), дьячок Павел Григорьев , пономарь Тихон Акимов (Иоакимов).
С весны 1880 года согласно Метрическая книга Московской Духовной Консистории⁵ в храме справляли церковную службу следующие священнослужители:
- с апреля 1880 ггода - священник Сергей Ирасов, дьячок Василий Смирнов
- с 27 марта 1881 год – требы отправлял священник села Кулаково Александр Дмитриевский
- с 12 мая 1881 по апрель 1882г. – священник Иоанн Петров, дьячок Василий Смирнов
- с 01 августа 1882 г. – священник Михаил Некрасов, дьячок Василий Смирнов
- с 07 июня 1884 год – священник Александр Соколов, дьячок Василий Смирнов
"В 1880-х годах в селе Сенино служил священник Александр Иванович Соколов; его сын Александр родился в 1885 году, в 1899 окончил Перервинское Духовное училище, в 1905 году - Московскую Духовную семинарию"⁴.
- с 23 февраля 1885 года – священник Михаил Петрович Протасов, псаломщик Василий Смирнов
- с 1889г – священник Николай Павлович Попов, псаломщик Василий Смирнов
В этой же Метрической книге упоминается также имя священника села Кулаково Тимофея Соболева и дьячка Николая Архангельского, отправлявшего требы за отсутствием священника в храме.
Имя священника Николая Попова неожиданно всплыло в связи с канонизацией священномученика Алексея Николаевича Протопопова (1880–1938 г.г.), родившегося 15 марта 1880 года в селе Ильинское-Скульнево Серпуховского уезда Московской губернии в семье дьячка церкви пророка Илии Николая Михайлова Протопопова и его супруги Марии Павловны. « ...18 апреля 1903 года в Богоявленской церкви (в Евлохове г. Москва – прим.) состоялось венчание псаломщика Алексия с 20‑летней дочерью диакона церкви Спаса на Песках на Арбате Антониной Ивановной Поповой. Таинство совершил протоиерей Иоанн Яковлевич Березкин с причтом, а свидетелями выступили личные почетные граждане Петр Николаевич Протопопов и Александр Николаевич Протопопов (по женихе), диакон церкви Сорока мучеников Павел Васильевич Попов и заштатный священник церкви Рождества Христова в селе Сенино Серпуховского уезда Московской губернии Николай Павлович Попов (по невесте)»⁶.
С января 1906 года священнослужителями храма Рождества Христова в деревне Сенино являлись священник Михаил Модестов и псаломщик Алексей Успенский⁷.
В годы советской власти храм пытались закрыть в 1939 году, о чем записано в архивных документах, якобы по причине распада общины, но не смогли, так как священник был жив, и люди ходили в храм. Священник, который служил в храме в те лихие годы, не прославлен. Он умер своей смертью в пожилом возрасте, в 1953 году, и тут же храм и закрыли: с колокольни сорвали крест и купол, колокола, иконы, утварь расхитили, а часть убранства определили в другие храмы. На территории храма с 1953 года размещался магазин, а само здание храма использовалось как склад стеклотары. В начале 80-х годов прошлого столетия вместо церковной сторожки была кузница, однако после того, как в конце 80-х она сгорела - кузню перенесли в здание храма, непосредственно в алтарь, а на крюк, на котором сейчас висит паникадило, цепляли машины.
Храм был возвращен Русской Православной церкви лишь в 1996 году и вокруг него стала формироваться община. Священника своего ещё не было, лишь один батюшка время от времени приезжал из Чехова. С 2000 года настоятелем Христорождественского храма стал священник Василий Викторович Евпатов, а с 2001 года в храме проходят регулярные богослужения⁸.
Долгое время не могли найти следы Григория Николаевича Васильчикова, который способствовал постройке храма Рождества Христова почти 200 лет назад. Оказалось, что он похоронен здесь, под стенами храма, а смогли узнать об этом только тогда, когда бульдозером расчищали территорию и за алтарём нашли медную табличку, позолоченную сусальным золотом, на ней было написано: «Григорий Николаевич Васильчиков».
Общими усилиями прихожан и духовенства поруганная святыня возрождается. В 2003 г. стараниями прихожан колокольню украсил новый шпиль с позолоченным крестом.
Ссылки:
¹ ЦИАМ, ф.51, оп.8, д.№ 43–51, 157-164, 172-178
² ЦИАМ, ф.203, оп.209, д.№ 930
³ ЦИАМ, ф.203, оп.209, д.№ 939
⁴ по изд. прот.Олега Пэнеэжко «г.Чехов, храмы Чеховского района Московской обл., изд. г. Владимир, 2000г., стр.165
⁵ ЦИАМ ф.2184, оп.1, д. №15
⁶ Московский журнал, № 1 (253) январь 2012, статья Михаила Евгеньевича Денисова «Поведения он был отличного...» - Земной путь иерея Алексея Николаевича Протопопова (1880–1938)
⁷ ЦИАМ, ф.203, оп.780
⁸ Московская Епархия Русской православной Церкви