Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Официальные упоминания о селе Сенино Чеховского района Московской области относятся к концу XVII - началу XIX века в связи с упоминанием их первых владельцев - представителей рода графов Головиных: последний из владельцев, Алексей Гаврилович Головин продал село представителю другого знатного рода - бояр Васильчиковых - Григорию Николаевичу Васильчикову в 1808 году.¹

Клировые ведомости за 1851 год сообщают, что " ... церковь Рождества Христова в селе Сенино была построена в 1814 году тщанием прихожанина господина Григория Николаевича Васильчикова. ... Зданием каменная с такой же колокольней, крепка. Престол один. Причта положено издавна священник, дьячок и пономарь. Дома у священноцерковнослужителей деревянные, собственные, на церковной земле." В описях 1857 года указывается, что "... храм утварью достаточен, но священнослужители и церковный причт не имели постоянного оклада".

Новый каменный, ныне существующий храм Рождества Христова был построен в усадьбе Васильчиковых почти в километре от старого ветхого деревянного храма. Здание представляло собой небольшой кирпичный ротондальный храм в стиле классицизма с трапезной и колокольней.

Первые сведения о священнослужителях храма датированы 1825-1826гг:
- 20-28 марта 1825г.: "Дело об утверждении понамарем Рождественской церкви села Сенино Серпуховской округи ученика Московского Заиконоспасского духовного училища Розанова К."².
- 25 апреля - 16 мая 1826г.: "Дело об утверждении понамарем Рождественской церкви села Сенино Серпуховской округи пристава Московской духовной консистории Троицкого Ф."³.

В середине XIX века селом Сенино владел писатель Михаил Николаевич Загоскин, участник Отечественной войны 1812 года, почетный академик отделения русского языка и словесности Российской Академии Наук, действительный статский советник и директор императорских московских театров, директор московской Оружейной палаты с 1842 года. В помещечьей усадьбе Сенино, кроме барского дома М.Н. Загоскина, находившегося за прудом у церкви, находился храм, 28 людских дворов, в которых проживало около 180 крепостных мужского и женского пола.

С 1851 года в храме Рождества Христова служил священник Василий Петрович Боголюбов (Боголепов), родившийся в Московской губернии в семье дьячка: "... В школах не обучался, был определён к церкви Успения Божией Матери в селе Кузминское Серпуховского уезда в пономаря в 1807 г., произведён к церкви Рождества Иоанна Предтечи, что на Погосте Ивановской Горы того же уезда во диакона в 1822 г., в 1838 г. произведён к церкви Владимирской Божией Матери с. Богородского, Дубки тож, того же уезда, на настоящее место определён во священника в 1851 г.". Вместе с ним при храме служили его жена, Евдокия Васильева, дьячок Николай Николаев и пономарь Тихон Акимов (Иоакимов). Клировая ведомость за 1868 г. сообщает, что священник Василий Петров продолжал служить в храме Рождества Христова в селе Сенино заштатным священником.

Второй комплект причетников возглавлял священник Сергий Васильевич Ирасов, родившийся в Московской губернии, в семье священника: "... Обучался в Вифанской семинарии наукам математическим, риторическим, философским и богословским, по окончании курса определён на настоящее место во священника в 1868 г." При храме состояли: жена Евдокия Тихонова, дети Федор и Татиана, заштатный священник - Василий Петрович Боголюбов (Боголепов), дьячок Павел Григорьев , пономарь Тихон Акимов (Иоакимов).

С весны 1880 года согласно Метрическая книга Московской Духовной Консистории в храме справляли церковную службу следующие священнослужители:
- с апреля 1880 ггода -  священник Сергей Ирасов, дьячок Василий Смирнов
- с 27 марта 1881 год – требы отправлял священник села Кулаково Александр Дмитриевский
- с 12 мая 1881 по апрель 1882г. – священник Иоанн Петров, дьячок Василий Смирнов
- с 01 августа 1882 г. – священник Михаил Некрасов, дьячок Василий Смирнов
- с 07 июня 1884 год – священник Александр Соколов, дьячок Василий Смирнов
"В 1880-х годах в селе Сенино служил священник Александр Иванович Соколов; его сын Александр родился в 1885 году, в 1899 окончил Перервинское Духовное училище, в 1905 году - Московскую Духовную семинарию".
- с 23 февраля 1885 года – священник Михаил Петрович Протасов, псаломщик Василий Смирнов
- с 1889г – священник Николай Павлович Попов, псаломщик Василий Смирнов
В этой же Метрической книге упоминается также имя священника села Кулаково Тимофея Соболева и дьячка Николая Архангельского, отправлявшего требы за отсутствием священника в храме.

Имя священника Николая Попова неожиданно всплыло в связи с канонизацией священномученика Алексея Николаевича Протопопова (1880–1938 г.г.), родившегося 15 марта 1880 года в селе Ильинское-Скульнево Серпуховского уезда Московской губернии в семье дьячка церкви пророка Илии Николая Михайлова Протопопова и его супруги Марии Павловны. « ...18 апреля 1903 года в Богоявленской церкви (в Евлохове г. Москва – прим.) состоялось венчание псаломщика Алексия с 20‑летней дочерью диакона церкви Спаса на Песках на Арбате Антониной Ивановной Поповой. Таинство совершил протоиерей Иоанн Яковлевич Березкин с причтом, а свидетелями выступили личные почетные граждане Петр Николаевич Протопопов и Александр Николаевич Протопопов (по женихе), диакон церкви Сорока мучеников Павел Васильевич Попов и заштатный священник церкви Рождества Христова в селе Сенино Серпуховского уезда Московской губернии Николай Павлович Попов (по невесте)».

С января 1906 года священнослужителями храма Рождества Христова в деревне Сенино являлись священник Михаил Модестов и псаломщик Алексей Успенский.

В годы советской власти храм пытались закрыть в 1939 году, о чем записано в архивных документах, якобы по причине распада общины, но не смогли, так как священник был жив, и люди ходили в храм. Священник, который служил в храме в те лихие годы, не прославлен. Он умер своей смертью в пожилом возрасте, в 1953 году, и тут же храм и закрыли: с колокольни сорвали крест и купол, колокола, иконы, утварь расхитили, а часть убранства определили в другие храмы. На территории храма с 1953 года размещался магазин, а само здание храма использовалось как склад стеклотары. В начале 80-х годов прошлого столетия вместо церковной сторожки была кузница, однако после того, как в конце 80-х она сгорела - кузню перенесли в здание храма, непосредственно в алтарь, а на крюк, на котором сейчас висит паникадило, цепляли машины.
Храм был возвращен Русской Православной церкви лишь в 1996 году и вокруг него стала формироваться община. Священника своего ещё не было, лишь один батюшка время от времени приезжал из Чехова. С 2000 года настоятелем Христорождественского храма стал священник Василий Викторович Евпатов, а с 2001 года в храме проходят регулярные богослужения.

Долгое время не могли найти следы Григория Николаевича Васильчикова, который способствовал постройке храма Рождества Христова почти 200 лет назад. Оказалось, что он похоронен здесь, под стенами храма, а смогли узнать об этом только тогда, когда бульдозером расчищали территорию и за алтарём нашли медную табличку, позолоченную сусальным золотом, на ней было написано: «Григорий Николаевич Васильчиков».

Общими усилиями прихожан и духовенства поруганная святыня возрождается. В 2003 г. стараниями прихожан колокольню украсил новый шпиль с позолоченным крестом.

 

Ссылки:

¹ ЦИАМ, ф.51, оп.8, д.№ 43–51, 157-164, 172-178
² ЦИАМ, ф.203, оп.209, д.№ 930
³ ЦИАМ, ф.203, оп.209, д.№ 939
по изд. прот.Олега Пэнеэжко «г.Чехов, храмы Чеховского района Московской обл., изд. г. Владимир, 2000г., стр.165
ЦИАМ ф.2184, оп.1, д. №15
Московский журнал, № 1 (253) январь 2012, статья Михаила Евгеньевича Денисова «Поведения он был отличного...» - Земной путь иерея Алексея Николаевича Протопопова (1880–1938)
ЦИАМ, ф.203, оп.780
Московская Епархия Русской православной Церкви