Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

21 сентября 2023 года.

Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Преснодевы Марии.

Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Преснодевы МарииРождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Преснодевы МарииРождество Твое, Богородице Дево,  радость возвести всей вселенней: из Тебе бовозсия Солнце Правды, Христос Бог наш, и, разрушив клятву, даде благословение, и, упразднив смерть, дарова нам живот вечный.
                                                                                                                                                           Тропарь, глас 4
Пресвятая Дева Мария родилась в то время, когда люди дошли до таких пределов нравственного упадка, при которых их восстание казалось уже невозможным. Лучшие умы той эпохи сознавали и часто открыто говорили, что Бог должен сойти в мир, чтобы исправить веру и не допустить погибели рода человеческого.
Сын Божий восхотел для спасения людей принять человеческое естество, и Пречистую Деву Марию, единственную достойную вместить в Себя и воплотить Источник чистоты и святости, Он избирает Себе Матерью.
Очень давно, больше двух тысяч лет назад, в Палестине, в Галилее, в маленьком городке Назарете, жили муж и жена - Иоаким и Анна. Происходили они из древних и знатных родов и глубоко верили в Бога. Семья была довольно зажиточная (Иоаким владел большими стадами овец), но жили они очень скромно - большую часть доходов жертвовали на Иерусалимский храм и раздавали беднякам.
И все же Господь послал Иоакиму и Анне нелегкое испытание - у них не было детей. Добрые супруги очень переживали и не переставали молить Господа, чтобы Он даровал им дитя: ведь семья без детей не семья. Да и, кроме того, как и все иудеи, они знали по предсказаниям, что из рода царя Давида (из рода Иоакима) скоро должен родиться Спаситель мира.
А в то время считалось, что если у людей нет детей, то они - грешники и так наказывает их Господь за грехи. Поэтому-то соседи Иоакима и Анны частенько подсмеивались и осуждали их. Но супруги старались не обижаться на злые и несправедливые слова и по-прежнему жили праведно и горячо молились Господу.
И вот, когда даже надежда уже почти оставила Иоакима и Анну, Господь вознагадил их за долготерпение и  веру.
Наступил один из больших праздников. Как и все мужчины, старец Иоаким направился в Иерусалим, чтобы принести жертву Господу в храме. Он принес богатые дары, но священник Иссахар в этот раз не принял его жертву. Он сказал Иоакиму, что дар бездетного, а значит, грешного человека неприятен Богу. Громко сказанные жестокие и несправедливые слова вызвали насмешки находившихся в храме людей.
Сердце несчастного Иоакима пронзило такой болью, что казалось, оно сейчас разорвется. Не глядя ни на кого, в глубокой печали, он поспешно покинул храм...
Иоаким не заметил, как оказался в пустынном месте. "Не вкушу никакой пищи, не возвращусь в дом свой, пока не услышит меня Господь Бог, - решил бедный Иоаким. - Пусть слезы мои будут мне пищей, а пустыня - домом моим..." Здесь, в пещере, где укрывались в непогоду пастухи, сорок дней и ночей оплакивал он свое горе и молился Господу.
Весть о том, что священник не принял жертву Иоакима, а сам он куда-то исчез, долетела и до Анны. Всем сердцем ощутила она боль мужа и не смогла сдержать слез. "Теперь, - всхлипывала Анна, - я несчастнее всех: Богом оставлена и мужем забыта!" Долго плакала она... Но вот до ее слуха донеслось птичье пение. Обернувшись, Анна увидела среди ветвей лаврового дерева гнездо с неоперившимися птенцами. Их кормила маленькая птичка.
Еще сильнее полились слезы у бедной женщины. "Я самая грешная из всех! Другие носят на руках детей своих, лишь одна я лишена этого утешения! От других принимают дары в храм Божий, и оказывают им уважение за то, что у них есть дети. Одна я отвержена от храма Бога моего! Горе, горе мне! Воззри же, Господи, на меня иуслыши наконец плач мой и молитвы мои!"
И... о чудо! Плачущая Анна увидела Ангела, который произнес: "Анна! Господь услышал твои молитвы. Ты родишь Дочь и назовешь Ее Марией, что значит "госпожа, надежда". Ею даруется спасение всему миру".
Ангел велел Анне идти в Иерусалим, где у Золотых ворот храма она встретит своего мужа. Изумленная Анна едва смогла вымолвить в ответ: "Жив Господь Бог мой!" Немного времени потребовалось ей на сборы - и вот она уже в Иерусалиме. В указанном месте жену ждал взволнованный Иоаким.
Оказывается, и с ним случилось чудо: ему тоже явился Ангел и сказал: "Господь принял твои молитвы, Иоаким: у вас родится Дочь на радость всему миру. Иди же в Иерусалим - там у Золотых ворот ты встретишь свою жену".
Потрясенные Иоаким и Анна не верили своему счастью! Немного придя в себя от радости, они дали обещание посвятить будущего ребенка Богу. А когда на деревьях зазолотились листья и наступила осень, у праведной четы родилась долгожданная Дочка. И это было чудом - ведь Иоаким и Анна были уже очень пожилыми людьми. Но Богу подвластно все, недаром Его называют Всемогущим. Девочку, как  и сказал Ангел, назвали Марией.
Иоаким и Анна нежно любили свою Дочь, они не могли нарадоваться на Нее. Помня слова Ангела о том, что их маленькой Дочурке предстоит великое будущее, счастливые родители просто благоговели перед Ней.
Теперь уже и соседи радовались за Иоакима и Анну. Они поняли, как были неправы, что обижали таких хороших людей. Но никто из них не мог себе и представить, что эта славная Девочка через несколько лет станет Матерью Самого Спасителя рода человеческого.
Праздник Рождества Пресвятой Богородицы относится к двунадесятым праздникам Православной Церкви. Это один из четырех важнейших - наряду с Введением во храм, Благовещением и Успением - Богородичных праздников, т.е. праздников, посвященных прославлению Божией Матери.
Несмотря на то, что праздник Рождества Пресвятой Богородицы часто именуется “началом праздников” - ведь он хронологически открывает череду двунадесятых новозаветных торжеств - по времени своего появления в Церкви он один из позднейших.
Древнейшее свидетельство на православном Востоке о празднике Рождества Богородицы содержится в Иерусалимском Лекционарии (так назывались сборники, содержащие уставные указания, касающиеся богослужебных чтений Священного Писания в дни важнейших праздников церковного года) VII столетия.
На западе праздник упоминается впервые в сакраментарии  или требнике - сборнике богослужебных текстов -  папы Геласия, но этот требник по данным церковной исторической науки также относится к гораздо более позднему времени - он составлен не ранее VIII столетия. На Западе, в отличие от Востока, праздник этот поначалу не получил широкого и повсеместного распространения.