Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

15 февраля 2023 года

Сретение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.

Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром: яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей, свет во откровение языков и сла¬ву людей Твоих Израиля.

Молитва святого Симеона Богоприимца

Слово «сретение» значит встреча.

На сороковой день после Рождества Христова Дева Мария в сопровождении святого Иосифа принесла сына своего в Иерусалимский храм, как того требовал закон Моисея (в память об исходе евреев из Египта и об избавлении от рабства, каждый первый сын в израильской семье посвящался Госпо­ду). Кроме того, каждый мальчик на сороковой день после рождения должен был приноситься матерью в храм, где родители, в благодар­ность Богу, приносили символическую жертву - выкуп. Для бедных это была покупка двух голубей при храме.

Иосиф и Мария также принесли Мла­денца Иисуса и жертву за Него - двух голубиных птенцов. В притворе храма два ветхозаветных праведника - Симеон, названный Богоприимцем, и пророчица Анна - встретили Святое Семейство.

Еще в молодые годы святой старец Симеон во время перевода книги пророка Исаии решил вместо слов «Дева родит Сына» написать: «Молодая женщина родит сына», но был остановлен Ангелом, который возвестил ему, что он не умрет, пока не увидит своими глазами исполнения пророчества.

Прошли годы и десятилетия. Три раза старец встретил рубеж веков, то есть прожил больше 300 лет! , но смерть как-будто забыла о нем. При входе в храм встретил их старец Симеон, живший в Иерусалиме. Он ожидал пришествия Спасителя, и Дух Святой обещал ему, что он не умрет до тех пор, пока своими глазами не увидит Спасителя. Увидев Марию с Младенцем, Симеон подошел, взял на руки Иисуса и, благодаря Бога, сказал:

- Теперь Ты отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему с миром, так как увидели глаза мои спасение Твое, которое Ты пригото­вил для всех людей.

Пророчество исполнилось. Иосиф и Мария удивлялись словам старца. А он, обратившись к Марии, сказал о Ее Сыне:

- Из-за Него будут спорить в народе. Одни спасены будут через Него, а другие погибнут. Тебе Самой оружие пройдет душу, - предска­зал Симеон Божией Матери горе, которое Она переживет, видя Своего Сына на кресте.

В Иерусалиме жила очень старая женщина Анна, которая все время проводила в молитве. Она тоже в этот день пришла в храм и узнала Спасителя, и прославляла Его.

Так первыми узнали Спасителя очень старые люди, встретили его Его в храме, который они так любили и где проводили так много времени в молитве.

Симеон и Анна были первыми пророками после рождения Спаси­теля. Пророки ветхозаветные говорили о том, что придет Спаситель, но ни один из них не видел Его на земле. Симеон знал их пророчества, верил в то, что обещано было ему Духом Святым и, дождавшись рожде­ния Христа, сказал о том, как люди будут принимать Его учение. Вдохновенная молит­ва Симеона часто поется в церкви, и мы слышим ее в субботу за Всенощной. В ней  благодарность Богу за то, что Спаситель принес на землю для всех людей, язычников и израильтян - свет Своего учения.

Но Симеон также знал, что не все люди с радостью примут Христа, что они не примут Его учения о любви и распнут Его и что Матери Божией пред­стоит великое горе - видеть страдание и смерть Сына Своего.

Мы вспоминаем, как принесли Младенца Христа в храм и как Его встретили Симеон и Анна, в день Великого Двунадесятого Праздника Сретения Господня.

В православной Церкви, в воспоминание Сретения Христова, полагается на сороковой день после рождения приносить детей первый раз в храм.

Мать входит в церковь с младенцем в руках. Батюшка берет дитя от матери на свои руки и несет его к алтарю, читая молитву праведного Симеона.

Затем священник под­носит ребенка к Царским вратам, откуда за Литургией выносится чаша со Святыми Дарами. Обычай этот называется воцерковлением; это значит, что ребенок, первый раз в своей жизни принесенный в церковь, становится ее членом и уже может, как все православные, причащаться Тела и Крови Спасителя.

Праздник Сретения Господня относится к древнейшим праздникам христианской Церкви. Но до VI века этот праздник совершался не так торжественно.

В 528 году, при императоре Юстиниане (527-565), Антиохию постигло бедствие - землетрясение, от которого погибло много народа. За этим несчастьем последовало другое. В 544 году появилась моровая язва, уносившая ежедневно по несколько тысяч человек. В эти дни всенародного бедствия одному из благочестивых христиан было открыто, чтобы празднование Сретения Господня совершать торжественнее.

Когда в день Сретения Господня было совершено всенощное бдение и крестный ход, бедствия в Византии прекратились. В благодарность Богу, Церковь в 544 году установила праздновать Сретение Господне торжественнее.

Многими песнопениями украсили праздник церковные песнотворцы: в VII веке - святитель Андрей, архиепископ Критский, и в VIII веке - святитель Косма, епископ Маиумский, преподобный Иоанн Дамаскин, святитель Герман, Патриарх Константинопольский, в IX веке - святитель Иосиф Студит, архиепископ Солунский.

С событием Сретения Господня связана икона Пресвятой Богородицы, именуемая "Умягчение злых сердец", или "Симеоново проречение".

Икона "Симеоново проречение" символизирует исполнение пророчества праведного старца Симеона: "Тебе Самой оружие пройдет душу" (Лк. 2, 35).