Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

06 сентября 2023 года.

Петровская икона Божией Матери

Петровская икона Божией МатериПетровская икона Божией Матери

Наста днесь всечестный праздник пренесения честных мощей твоих, святителю Петре,  веселя изрядно твое стадо,  и верное Отечество, и люди, / о нихже не оскудевай, моляся Христу Богу, еже от Него дарованной ти пастве сохранитися от враг ненаветованней  и спастися душам нашим.
                                                                                                                                    Тропарь святителю Петру, глас 4
Празднование чудотворному образу Петровской Божией Матери совершается 6 сентября, в один день с воспоминанием перенесения честных мощей святителя Петра, митрополита Московского и всея Руси, в новосозданную церковь Успения (1479 г.).
Петровская икона Божией Матери - первая чудотворная икона Москвы. Название образа Петровской Божией Матери происходит от имени ее создателя - святителя-иконописца митрополита Петра Московского. Митрополит Петр (ум. 1326) - митрополит Киевский и всея Руси, первый из митрополитов Киевских, имевших (с 1325 г.) постоянное местопребывание в Москве.
Первая редакция жития святого датируется 1327 годом. Житие сообщает, что игумен Петр был искусным иконописцем и написал Петровскую икону, когда был настоятелем Спасо-Преображенского Ратского монастыря на Волыни. Вместе с братией он подарил икону митрополиту Максиму, который принес ее с собой во Владимир, украсил золотом и дорогими камнями и до конца жизни благоговейно хранил в своей келье и  молясь перед ним.
По кончине митрополита Максима, некий игумен Геронтий, возжелавший принять сан митрополита, забрал пастырский жезл и Петровскую икону Богоматери и отправился в Константинополь для получения сана.
Многие русские люди, среди которых был и князь Юрий Галицкий, узнав о намерении игумена Геронтия, выразили свое недовольство. Князь Юрий упросил игумена Петра отправиться в Царьград, воспрепятствовать посвящению Геронтия и самому принять святительский сан. Святитель Петр, повинуясь желанию князя, отправился в Константинополь и прибыл туда раньше Геронтия. Греческий патриарх Афанасий с радостью принял его и посвятил в сан митрополита всея Руси.
Между тем, по устроению Божию, плавание игумена Геронтия оказалось неудачно. Поднялась сильная буря, и встречные ветры, подымая высокие волны, задерживали движение корабля. В бурную ночь игумену Геронтию явилась Пресвятая Богородица в том виде, как Она изображена на иконе свт. Петра, и строго сказала ему: "Напрасно ты трудишься, предпринимая столь дальний путь. Знай, на тебя не возложится святительский сан, который ты хотел восхитить. Но тот, кто написал Мое изображение, Петр, игумен Ратский, служитель Сына Моего и Бога, тот будет возведен на верховный престол митрополии Русской, и украсит его и упасет людей своих, за которых Сын и Господь Мой Иисус пролил Кровь Свою; и так богоугодно пожив, в старости доброй с радостью отойдет к отойдет к Владыке всех". В ужасе проснувшись от сна, игумен Геронтий рассказал бывшим с ним на корабле о своем видении и добавил, что труд их напрасен, ибо они не получат желаемого.
Корабль, на котором плыл игумен Геронтий, лишь с большим трудом достиг константинопольской пристани. Явившись к патриарху Афанасию, Геронтий против своего желания принужден был рассказать о своем сонном видении. Патриарх забрал у него святительские ризы и посох, а также написанную митрополитом Петром икону Богоматери, и, передавая все это законному святителю, сказал: "Приими святой Богородичный образ, который ты написал своими руками, ибо сего ради воздала тебе дар Сама Владычица, предсказав о тебе".
В 1325 году произошло перемещение Русской митрополии из города Владимира в Москву. В это время митрополит Петр перенес написанную им икону Богоматери и поместил ее в Московском Успенском соборе, где она до революции постоянно пребывала над жертвенником. Лишь во время больших крестные ходов святой образ выносили вместе с другой великой московской святыней - Владимирской иконой Божией Матери.
Петровская икона всегда была предметом особо благоговейного почитания в среде русского народа и с древности почиталась чудотворной. Перед ней молился великий князь Иван Васильевич III. В конце XVI века патриарх Иов брал с собой Владимирскую, Донскую и Петровскую иконы для увещевания Бориса Годунова принять царство. Наконец, с Петровским образом Богоматери после периода междуцарствия, в 1613 году, рязанский архимандрит Феодорит отправился в Кострому к Михаилу Феодоровичу Романову для призвания его на царство.
На рубеже XIX - XX веков Петровская икона Божией Матери исчезает из собора. В нем остается лишь небольшая икона-пядница (30,5 Х 24,5 см.) неизвестного происхождения, которая датируется XIV - началом XV века. Существует предположение, что она и является на самом деле древним почитаемым образом Петровской Богоматери.

Икона Божией Матери "Петровская" относится к одному из наиболее любимых русским народом типов богородичных икон, называемому "Умиление". Близкой иконографической аналогией образу является икона Владимирской Богоматери. Но в отличие от прославленного образа, фигуры Богородицы и Младенца Христа на Петровской иконе представлены погрудно, а само изображение дано в зеркальном отражении.
Есть характерные особенности и в жестах рук Богоматери и Спасителя. Редким в богородичной иконографии является изображение объятия Матерью Сына. На Петровской иконе Богородица именно обнимает Младенца, обхватив левой рукой Его за плечи, а правой указуя на Него как на "Истинный Путь и Жизнь". При этом правая рука Богоматери пишется на груди Спасителя, смысл этого жеста - материнское ласкание Младенца.
Руки Спасителя в свою очередь отвечают на материнскую ласку. Сам Младенец, как и на Владимирской иконе, прижимается Своим ликом к лику Богородицы. Его левая рука держит свиток, а правая сложена в достаточно редком для древних образов жесте священнического именословного благословения. Правая благословляющая рука Младенца Христа покоится на груди Матери.
С Петровской иконы Божией Матери в городе Калуге хранится список, прославившийся чудесами. Чтимый список XVI в. находится в настоящее время и в Кирилло-Белозерском музее-заповеднике в городе Кириллове.