Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Календарь Великого поста


Возсия весна постная, цвет покаяния, очистимубо себе, братие, от всякия скверны, Светодавцупоющерцем: слава Тебе, Едине Человеколюбче!

Среда  сырная вечер, на стиховне самогласен

Великий пост начинается за семь недель до Пасхи и состоит из Четыредесятницы (40 дней) и Страстной седмицы - недели перед самой Пасхой.
Четыредесятница установлена в честь сорокадневного поста Господа Иисуса Христа, а Страстная седмица - в воспоминание Его последних дней земной жизни, страданий, смерти и погребения.
«Весна постная» - так называет Православная Церковь время Великого поста, напоминая о том, что пост - это время духовного расцвета и пробуждения.
Принято с особой строгостью соблюдать Первую и Страстную седмицы Великого поста. Великий пост подразумевает исключение из рациона мясной, молочной, рыбной пищи и яиц, но меру своего поста надо обязательно согласовывать со священником, сообразуясь с состоянием здоровья.
Смысл поста - подготовка к встрече с Воскресшим Христом. В эти дни особенно нужно стараться быть добрее к людям, совершать дела милосердия и стараться исправить себя. Нужно подготовиться к обстоятельной исповеди, принести покаяние Богу в грехах в присутствии священника и причаститься Святых Тела и Крови Господа Иисуса Христа.

Первая седмица Великого поста отличается особой строгостью, а богослужение - особенной продолжительностью. В первые четыре дня, (понедельник, вторник, среда и четверг) на Великом повечерии читается канон прп. Андрея Критского, с припевами к стиху: «Помилуй меня, Боже, помилуй меня». Канон Андрея Критского - это беседа с собственной душой, призыв проснуться, очиститься от греха и начать жить чисто и свято. Православные всегда стараются не пропустить эти удивительные службы с чтением канона.
В пятницу первой седмицы Великого поста после Литургии происходит освящение «колива» - отваренной пшеницы с медом, в память святого великомученика Феодора Тирона, оказавшего благотворную помощь христианам для сохранения поста. В 362 году он явился епископу Антиохийскому Евдоксию и повелел ему сообщить христианам, чтобы они не покупали пищу, оскверненную идоложертвенной кровью императором Юлианом Отступником, но употребляли бы коливо (отваренные зерна пшеницы).
В первое воскресенье (Неделю) Великого поста совершается ТОРЖЕСТВО ПРАВОСЛАВИЯ, установленное при царице Феодоре в 842 годув память восстановления почитания святых икон.

Второе воскресенье Великого Поста – НЕДЕЛЯ СВЯТИТЕЛЯ ГРИГОРИЯ ПАЛАМЫ. Он жил в 14 веке. Согласно с православной верой он учил, что за подвиг поста и молитвы Господь озаряет верующих Своим благодатным светом, каким сиял Господь на Фаворе. По той причине, что св. Григорий раскрыл учение о силе поста и молитвы, и установлено совершать его память во второе воскресенье Великого поста.

В третье воскресенье Великого поста - НЕДЕЛЯ КРЕСТОПОКЛОННАЯ.
В этот день за Всенощной выносится Святой Крест. Все верующие поклоняются Кресту, в это время поется: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим…». Церковь предлагает верующим для поклонения в середине Четыредесятницы Крест для того, чтобы напоминанием о страданиях и смерти Господней укрепить постящихся к продолжению подвига поста. Крест остается для поклонения в течение недели до пятницы. Поэтому и третье воскресенье и четвертая седмица Великого поста называются «крестопоклонными».

В четвертое воскресенье – , великого подвижник VI века, который с 17 до 60 лет подвизался на Синайской горе и в своем творении «Лествица Рая» изобразил путь постепенного восхождение человека к духовному совершенствованию как по лестнице, возводящей от земли к вечно пребывающей славе. В четверг на пятой неделе совершается так называемое «Стояние св. Марии Египетской». В этот день вечером полностью читается покаянный канон св. Андрея Критского и житие преп. Марии Египетской. В субботу на пятой неделе совершается «Похвала Пресвятой Богородице»: читается Великий акафист Богородице. Эта служба установлена в Греции в благодарность Богородице за неоднократное избавление Ею Царьграда (Константинополя) от врагов.

В пятое воскресенье Великого Поста – НЕДЕЛЯ  ПРЕПОДОБНОЙ МАРИИ ЕГИПЕТСКОЙ. Св. Мария Египетская была великой грешницей, но смогла искренне покаяться в совершенных грехах и долгие годы провела в пустыне в покаянии.
В субботу на 6-ой неделена утрене и Литургии вспоминается воскрешение
Лазаря, совершенное Господом  Иисусом Христом, в простонародье именуемое Лазаревой субботой.

Шестое воскресенье Великого Поста – великий двунадесятый праздник, в который празднуется торжественный ВХОД ГОСПОДЕНЬ В ИЕРУСАЛИМ на вольные страдания. Этот день иначе называется Вербным воскресеньем, Неделей Ваий или Цветоносною. На Всенощной освящаются молитвой и окроплением святой воды распускающиеся ветви вербы или других растений. Стоя с ветками вербы и зажженными свечами, молящиеся символически встречают Спасителя как Царя Славы, добровольно грядущего на искупительные страдания. Вербным Воскресеньем заканчивается Четыредесятница  и наступает Страстная Седмица.

 

Во время Великого Поста в церкви и дома читается покаянная молитва святого Ефрема Сирина:

Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми.
Земной поклон
Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве, даруй ми рабу Твоему.
Земной поклон
Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения, и не осуждати брата моего,яко благословен еси во веки веков, аминь.
Земной поклон
Боже, очисти мя грешного (грешную).
12 раз с поясными поклонами.
И ещё раз прочитать всю молитву полностью с одним земным поклоном в конце.

Три субботы - второй, третьей и четвертой недель Великого поста - установлены для поминовения усопших.
Церковный Устав позволяет вкушение икры в Лазареву субботу и рыбы в Вербное воскресенье.