Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

03 мая 2023 года

Радоница

Некоторые исследователи слово "Радоница" не без основания сближали его со словами "род", "предок", другие видели в нем тот же корень, что и в слове "радость", так как в Радоницу покойники призываются из своих могил на радость Пресветлого Воскресения.
Духовные учителя наставляли и наставляют нас в христианском понимании кончины: это возвращение домой - из путешествия по Mиpy. «Постараемся, сколько возможно, помогать усопшим, вместо слез, вместо рыданий, вместо пышных гробниц - нашими о них молитвами, милостынями и приношениями, дабы таким образом и им, и нам получить обетованные блага», - поучал святитель Иоанн Златоуст.
«Смертный одр есть камень испытания прошедшей жизни; человек отлагает на нём то, чем он казался, и остаётся тем, чем он был...», - говорил в одной из своих проповедей святитель Филарет (Дроздов). Объясняя    высказывания из Библии, он всегда находил простые, точные сравнения. Так, в успенской проповеди 1833 года, разъясняя слова апостола Филиппа, говорившего, что жилище наше находится на небесах, владыка сравнивал нашу жизнь с путешествием городского жителя по сельским местам: «Если бы городского жителя во время путешествия в поле или в деревне спросили, где он живёт, без сомнения, он не сказал бы: «Вот здесь, на дороге или вот здесь, в сельской гостинице», но сказал бы, что «живёт в городе, где у него дом и семейство».
И далее он учил мудрому пониманию слов апостола и применению их на практике во всех скорбных, тягостных или обидных случаях жизни: «Обижают тебя, лишают собственности, чести, награды? Ещё скажи себе: житие наше на небесех есть; там наши сокровища некрадомые, венцы нетленные, воздаяния вечные. Не нужно заботиться много, если отнимают лепту на пути; позаботимся лучше, чтобы сохранить безценное наследие в доме Отца небесного».
Если человек прожил свою жизнь в любви к ближним, соблюдая Христовы заповеди, нужно ли печалиться по поводу его кончины? Трудно не печалиться, если вы его любили, но мысль о том, что покойный ушёл в лучший Mиp, безусловно, является утешительной. Трудно радоваться, но, тем не менее, само название дня поминовения усопших в русском культурном обиходе носит красноречивое название, несущее в себе радость - РАДОНИЦА.
По свидетельству святителя Иоанна Златоуста (IV в.), этот праздник отмечался на христианских кладбищах уже в древности. Особое место Радоницы в годичном круге церковных праздников - сразу после Светлой пасхальной недели - как бы обязывает христиан не углубляться в переживания по поводу смерти близких, а, наоборот, радоваться их рождению в другую жизнь - жизнь вечную. Победа над смертью, одержанная смертью и воскресением Христа, вытесняет печаль о временной разлуке с родными, и поэтому мы, по слову митрополита Антония Сурожского, «с верой, надеждой и пасхальной уверенностью стоим у гроба усопших».
В советское время, когда попасть на Пасху в храм было трудно, сложился обычай посещать кладбища в самый день праздника. Однако поминовение усопших начинается только с девятого дня после Пасхи - 29 апреля в этом году.
Поэтому когда мы в Пасху едем на кладбище, мы обнаруживаем не только духовную нечуткость, но и полное непонимание смысла спасительного христианского учения.
Если человек умирает на Пасху, то его хоронят по особому пасхальному чину. Пасха - время особой и исключительной радости, праздник победы над смертью и над всякой скорбью и печалью.
Священники в храмах не устают повторять, что обычай посещать кладбища в пасхальное воскресение неправильный. Теперь повсюду воскресли храмы, и Воскресение Христово мы должны праздновать там, а не на могилах близких. Всю Светлую Седмицу мы радуемся Воскресению Спасителя, и лишь во вторник второй седмицы должны вспомнить о наших дорогих усопших. Прежде всего - прийти в церковь, заказать панихиды, помолиться о спасении их душ, а уж затем - идти украшать могилы близких людей.
Придя на Радоницу к усопшим, зажгите на их могилах свечи, пропойте пасхальный тропарь, воскликните:«Христос Воскресе!», и вам с небес откликнутся ваши близкие: «Воистину Воскресе!».
И, быть может, вы даже услышите этот ответный возглас. Как некогда услышал его некий монах Киево-Печерской Лавры - придя в пещеры и воскликнув у могил старцев: «Христос Воскресе, отцы и братия!». Ведь в Пасху Красную на небесах ликуют во сто крат радостнее, чем у нас на земле.
Ещё лучше, если вы не только сами пропоете тропарь и произнесёте молитвы над усопшими, но и пригласите священника, дабы он совершил чин заупокойной литии - особого усердного моления о спасении душ усопших.
Украшать могильные холмы ни в коем случае не следует освящёнными пасхальными куличами и крашеными яйцами, как до сих пор принято у многих. Приносить еду умершим - язычество. Куличи и яйца должны быть съедены. Если у вас их избыток - отдайте нищим, но не бросайте на могильные холмы, где место цветам, радующим глаз.
Из глубокой дохристианской древности идет обычай отмечать место погребения устройством над ним холма. Переняв этот обычай, христианская Церковь украшает могильный холм победным знамением нашего спасения - Святым Животворящим Крестом. Крест на могиле православного христианина - молчаливый проповедник блаженного бессмертия и воскресения. Водруженный в землю и возвышающийся к небу, он знаменует веру христиан в то, что тело умершего находится здесь, в земле, а душа - на небе, что под крестом сокрыто семя, которое произрастает для жизни вечной в Царстве Божием.
Мы называем наших покойных усопшими, а не умершими, потому что в определенное время они встанут из гроба. Могила - это место будущего воскресения, и поэтому мы соблюдаем ее в чистоте и порядке.
Кто-то из нас в этом году впервые встретит Пасху не с родным своим человеком, а придя к его могиле в день Радоницы... Печаль стиснет сердце. Но светлая и крылатая мечта о будущей встрече и о Пасхе, которую он будет праздновать на небесах, воссоединившись с любимой душой, да посетит печального в сию минуту и да обрадует его!