Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Что надо знать о говении и посте

Желающий причаститься должен достойно приготовиться к этому святому таинству. В церковной практике это приготовление называется говением.
Говение продолжается несколько дней и касается как телесной, так и духовной жизни человека. Телу предписывается воздержание, то есть телесная чистота и ограничение в пище (пост). В дни поста исключается пища животного происхождения: мясо, молоко, яйца, сливочное масло, а при строгом посте - и рыба. Хлеб, овощи, фрукты употребляются в умеренном количестве. Ум не должен рассеиваться по житейским мелочам и развлекаться.
Постящийся должен помнить слова святителя Иоанна Златоуста: «Кто ограничивает пост одним воздержанием от пищи, тот весьма бесчестит его. Не одни уста должны поститься, - нет, пусть постятся и око, и слух, и руки, и ноги, и все наше тело».
В обществе, как писал священник Александр Ельчанинов, «существует коренное непонимание поста. Важней не сам по себе пост, как неядение того-то и того-то или как лишение себя чего-то в виде наказания, - пост есть лишь испытанный способ достигнуть нужных результатов - через истощение тела дойти до утончения духовных способностей, затемненных плотию, и тем облегчить свое приближение к Богу.
Пост не есть голод. Голодает и диабетик, и факир, и йог, и заключенный в тюрьме, и просто нищий. Нигде в службах Великого поста не говорится о посте изолированном в нашем обычном смысле, то есть как о неядении мяса и прочее. Всюду один призыв: «постимся, братие, телесно, постимся и духовно». Следовательно, пост только тогда имеет религиозный смысл, когда он соединен с духовными упражнениями. Пост равен утончению. Нормальный, зоологически благополучный человек недоступен влияниям высших сил. Пост расшатывает это физическое благополучие человека, и тогда он делается доступнее воздействиям иного мира, идет духовное его наполнение».
В дни говения следует посещать богослужение в храме, если позволяют обстоятельства, и более прилежно выполнять домашнее молитвенное правило: кто читает обычно не все утренние и вечерние молитвы, пусть читает все полностью, кто не читает каноны, пусть в эти дни читает хотя бы по одному канону.
Накануне причащения надо быть на вечернем богослужении и прочитать, кроме обычных молитв на сон грядущим, канон покаянный, канон Пресвятой Богородице, канон Ангелу хранителю.
Читается также канон ко причащению и, по желанию, акафист Иисусу Сладчайшему.
После полуночи уже не едят и не пьют, ибо принято приступать к таинству причащения святых Тайн натощак. Утром прочитываются молитвы утренние и всё последование ко святому причащению, кроме канона, прочитанного накануне. Некоторые православные читают накануне вечером всё последование ко причащению.
Перед причащением необходима исповедь - вечером или утром, перед литургией.