Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

24 ноября 2019 года

Блаженный Максим, Христа ради юродивый, Московский чудотворец.

Наготою телесною и терпением  обнажил еси вражия коварствия,  обличая неподобное его деяние,  зельне стражда солнечный вар  и нуждныя великия студени,  мраза и огня не чул еси,  Божиею помощию покрываемь,  Максиме премудре,  о верою творящих память твою честно  и усердно притекающих к мощем твоим  моли избавитися от бед  и падения избежати.

Милосердый Господь открыл несколько путей для спасения и достижения вечного блаженства. Но самым трудным и тяжким из них является подвиг добровольного юродства. Блаженный Максим избрал себе сей путь и неуклонно шествовал им до самой своей кончины.
И сегодня святая Церковь празднует память блаженного Максима, Московского чудотворца. Встарину это был особый праздник нашего первопрестольного града, т. к. москвичи почитали в блаженном Максиме особого заступника Москвы и ее жителей. Всенародное почитание этого святого было закреплено и церковными постановлениями Московского собора 1547 года, постановившего "пети и праздновати на Москве новому чудотворцу Максиму, Христа ради юродивому".  
Почитание на Руси юродивых занимает особое место в практике православного благочестия. Нет и не было ни одного уголка в святом Отечестве нашем, где не почитался бы свой подвижник, подвизавшийся в подвиге юродства Христа ради. Спустя несколько десятилетий после их кончины на местах, освященных их подвигами воздвизались храмы и часовни, имена этих подвижников, на протяжении многих столетий сохранялись в памяти благочестивых согражадан. Почему же так происходило? В чем же величие их подвига? По высокой степени самоотвержения, которому следуют блаженные подвижники, этот путь самосовершенствования занимает особое место среди христианского подвижничества. Воспламенившись великой ревностью о Господе, эти избранники и избранницы Божии сделали главной стихией своей духовной жизни подвиг отречения “от мира и всего, что в мире” (1 Ин.2, 15).  
Ради Христа они добровольно отрешались не только от всех удобств и благ жизни земной, от близкого кровного родства, но даже и от употребления разума - “этого благодатного дара неба”, с которым ничто не может сравниться в мире видимом, который отличает человека от других земных существ. Подвизаясь в своем многотрудном подвиге, эти сильные духом и телом люди, принимали на себя вид безумного, а иногда и нравственно падшего человека, не знающего ни приличия, ни чувства стыда. Облекаясь в безумие и непотребство они, тем самым, освобождали себя от ответственности за свои действия перед сильными мира сего. Имея попечение о спасении и вразумлении ближних своих, блаженные грозно обличали своими словами и странными, на первый взгляд, поступками людей могущественных и сильных, но несправедливых и забывающих правду Божию. К людям же благочестивым и богобоязненным юродивые часто проявляли любовь и попечение.  
Из истории Церкви мы знаем множество моментов, когда эти святые подвижники, стяжав от Бога дар прозорливости, предсказывали своим согражданом будущие события и грозившии им бедствия, возвращая их на путь истины, добра и покаяния. Своими же ночными бдениями отвращали грядущий гнев Божий от своих современников, часто получая в награду от них поношение и презрение.
протяжении многих столетий сохранялись в памяти благочестивых согражадан. Почему же так происходило? В чем же величие их подвига? По высокой степени самоотверже-ния, которому следуют блаженные подвижники, этот путь самосовершенствования занимает особое место среди христианского подвижничества. Воспламенившись великой ревностью о Господе, эти избранники и избранницы Божии сделали главной стихией своей духовной жизни подвиг отречения “от мира и всего, что в мире” (1 Ин.2, 15).
Ради Христа они добровольно отрешались не только от всех удобств и благ жизни земной, от близкого кровного родства, но даже и от употребления разума - “этого благодатного дара неба”, с которым ничто не может сравниться в мире видимом, который отличает человека от других земных существ. Подвизаясь в своем многотрудном подвиге, эти сильные духом и телом люди, принимали на себя вид безумного, а иногда и нравственно падшего человека, не знающего ни приличия, ни чувства стыда. Облекаясь в безумие и непотребство они, тем самым, освобождали себя от ответственности за свои действия перед сильными мира сего. Имея попечение о спасении и вразумлении ближних своих, блаженные грозно обличали своими словами и странными, на первый взгляд, поступками людей могущественных и сильных, но несправедливых и забывающих правду Божию. К людям же благочестивым и богобоязненным юродивые часто проявляли любовь и попечение.  
Из истории Церкви мы знаем множество моментов, когда эти святые подвижники, стяжав от Бога дар прозорливости, предсказывали своим согражданом будущие события и грозившии им бедствия, возвращая их на путь истины, добра и покаяния. Своими же ночными бдениями отвращали грядущий гнев Божий от своих современников, часто получая в награду от них поношение и презрение.
Подвиг этих святых был скрыт от окружающих глаз, надежно спрятан за маской безумия. История скрывает от нас многие факты и события из их жизни. Мы не можем с точность сказать о многих из них, когда именно они родились и из какого рода происходили. Все это было не важным для них. Находясь на земле, они уже были гражданами обителей небесных. Среди этого сонма подвижников особым светом сияет блаженный Максим.  
К сожалению время не сохранило подробного жизнеописания этого святого, который подвизался в трудное для Святой Руси время XV века. То татарское иго, то засуха, то голод и моровая язва томили бедный русский народ. На фоне этого, подвиг блаженного Максима, являющий великое терпение, вселял в людей надежду, тем более, что святой непрестанно повторял в назидание следующие слова: “Хоть люта зима, да сладок рай; оттерпимся и мы люди будем”.
Посвятив себя на служение Богу и ближним, блаженный Максим еще в юношеские годы оставил свое родное жилище и сродников, чтобы подвизаться для вечной жизни в подвиге юродства во Христе. День и ночь он скитался по центральной части первопрестольного града почти нагим, не взирая ни на зной, ни на зимнюю стужу. Вольным терпением своим блаженный учил своих сограждан терпению и самоисправлению. Его поговорки, которые он часто говорил людям, стали со временем народным достоянием и, сегодня, являются уже народными пословицами, занимающими свое место в различных словарях.
Обличая богатых купцов и московскую знать, блаженный Максим говорил: “Божница домашня, а совесть продажна; По бороде Авраам, а по делам Хам; Всяк крестится, да не всяк молится”.  Обращаясь же к исстрадавшемуся народу, святой наставлял: “Не все по шерсти, ино и напротив; За дело побьют, повинись, да пониже поклонись; Не плачь битый, плач небитый”. Стяжав от Бога дар прозорливости, он щедро делился им со своими ближними. Встречаясь на улицах с нераскаянными грешниками, святой Максим грозно обращаля к ним: “Бог всяку правду сыщет. Ни Он тебя, ни ты Его не обманешь”. И часто в людях, как отклик на это обличение, возникало покаянное чувство и ангелы на небесах в этот день ликовали, обретая на земле еще одного покаявшегося человека.
Москвичи очень любили своего праведника и, когда 11 ноября 1433 года блаженный преставился, его честные останки были погребены в центре Москвы у церкви Св. Бориса и Глеба на Варварке. После погребения святого, на его могиле совершалось множество чудес и исцелений.  
В 1568-м году вместо деревянной церкви был возведен белокаменный храм и освящен в честь упокоенного в нем святого Максима. В 1698-1699 г.г. обветшавший храм практически полностью разобран и отстроен заново на средства купцов Верхивитинова и Шаровникова. При его возведении были обретены честные мощи угодника Божия, которые и почивали в этом храме до трагичного для русской истории 1917 года.  
Храм сильно пострадал при пожаре 1737-го года, после чего капитально реконструирован, а в 1827-29 гг вместо старой одноярусной колокольни возведена новая – двухъярусная.
Примечательно, в 20-х годах ХХ века в храме служил регентом молодой инок Платон - будущий Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен (1971-1990 гг).  
В 30-х годов храм был закрыт, разорен, снесены колокола и даже купол. Отреставрирован в в 1965-67 гг. Возвращен РПЦ в 1991-м году. С 1994-го – возобновлены богослужения. После революционного лихолетья и закрытия храма мощи блаженного Максима, Христа ради юродивого бесследно исчезли.
Память этого святого угодника Божия совершается Церковью дважды в году - в день его блаженной кончины 11(24) ноября, и в день чудесного обретения его многоцелебных мощей 13(26) августа. В эти дни в храме св. Максима на Варварке уже несколько лет совершается праздничное богослужение.