Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Миссионерский отдел Московской епархии

Незнакомое православие

Православная библиотека мобильное приложение

Православный молитвослов мобильное приложение

24 ноября 2018 года

Блаженный Максим, Христа ради юродивый, Московский чудотворец.

Наготою телесною и терпением  обнажил еси вражия коварствия,  обличая неподобное его деяние,  зельне стражда солнечный вар  и нуждныя великия студени,  мраза и огня не чул еси,  Божиею помощию покрываемь,  Максиме премудре,  о верою творящих память твою честно  и усердно притекающих к мощем твоим  моли избавитися от бед  и падения избежати.

Милосердый Господь открыл несколько путей для спасения и достижения вечного блаженства. Но самым трудным и тяжким из них является подвиг добровольного юродства. Блаженный Максим избрал себе сей путь и неуклонно шествовал им до самой своей кончины.
И сегодня святая Церковь празднует память блаженного Максима, Московского чудотворца. Встарину это был особый праздник нашего первопрестольного града, т. к. москвичи почитали в блаженном Максиме особого заступника Москвы и ее жителей. Всенародное почитание этого святого было закреплено и церковными постановлениями Московского собора 1547 года, постановившего "пети и праздновати на Москве новому чудотворцу Максиму, Христа ради юродивому".  
Почитание на Руси юродивых занимает особое место в практике православного благочестия. Нет и не было ни одного уголка в святом Отечестве нашем, где не почитался бы свой подвижник, подвизавшийся в подвиге юродства Христа ради. Спустя несколько десятилетий после их кончины на местах, освященных их подвигами воздвизались храмы и часовни, имена этих подвижников, на протяжении многих столетий сохранялись в памяти благочестивых согражадан. Почему же так происходило? В чем же величие их подвига? По высокой степени самоотвержения, которому следуют блаженные подвижники, этот путь самосовершенствования занимает особое место среди христианского подвижничества. Воспламенившись великой ревностью о Господе, эти избранники и избранницы Божии сделали главной стихией своей духовной жизни подвиг отречения “от мира и всего, что в мире” (1 Ин.2, 15).  
Ради Христа они добровольно отрешались не только от всех удобств и благ жизни земной, от близкого кровного родства, но даже и от употребления разума - “этого благодатного дара неба”, с которым ничто не может сравниться в мире видимом, который отличает человека от других земных существ. Подвизаясь в своем многотрудном подвиге, эти сильные духом и телом люди, принимали на себя вид безумного, а иногда и нравственно падшего человека, не знающего ни приличия, ни чувства стыда. Облекаясь в безумие и непотребство они, тем самым, освобождали себя от ответственности за свои действия перед сильными мира сего. Имея попечение о спасении и вразумлении ближних своих, блаженные грозно обличали своими словами и странными, на первый взгляд, поступками людей могущественных и сильных, но несправедливых и забывающих правду Божию. К людям же благочестивым и богобоязненным юродивые часто проявляли любовь и попечение.  
Из истории Церкви мы знаем множество моментов, когда эти святые подвижники, стяжав от Бога дар прозорливости, предсказывали своим согражданом будущие события и грозившии им бедствия, возвращая их на путь истины, добра и покаяния. Своими же ночными бдениями отвращали грядущий гнев Божий от своих современников, часто получая в награду от них поношение и презрение.
протяжении многих столетий сохранялись в памяти благочестивых согражадан. Почему же так происходило? В чем же величие их подвига? По высокой степени самоотверже-ния, которому следуют блаженные подвижники, этот путь самосовершенствования занимает особое место среди христианского подвижничества. Воспламенившись великой ревностью о Господе, эти избранники и избранницы Божии сделали главной стихией своей духовной жизни подвиг отречения “от мира и всего, что в мире” (1 Ин.2, 15).
Ради Христа они добровольно отрешались не только от всех удобств и благ жизни земной, от близкого кровного родства, но даже и от употребления разума - “этого благодатного дара неба”, с которым ничто не может сравниться в мире видимом, который отличает человека от других земных существ. Подвизаясь в своем многотрудном подвиге, эти сильные духом и телом люди, принимали на себя вид безумного, а иногда и нравственно падшего человека, не знающего ни приличия, ни чувства стыда. Облекаясь в безумие и непотребство они, тем самым, освобождали себя от ответственности за свои действия перед сильными мира сего. Имея попечение о спасении и вразумлении ближних своих, блаженные грозно обличали своими словами и странными, на первый взгляд, поступками людей могущественных и сильных, но несправедливых и забывающих правду Божию. К людям же благочестивым и богобоязненным юродивые часто проявляли любовь и попечение.  
Из истории Церкви мы знаем множество моментов, когда эти святые подвижники, стяжав от Бога дар прозорливости, предсказывали своим согражданом будущие события и грозившии им бедствия, возвращая их на путь истины, добра и покаяния. Своими же ночными бдениями отвращали грядущий гнев Божий от своих современников, часто получая в награду от них поношение и презрение.
Подвиг этих святых был скрыт от окружающих глаз, надежно спрятан за маской безумия. История скрывает от нас многие факты и события из их жизни. Мы не можем с точность сказать о многих из них, когда именно они родились и из какого рода происходили. Все это было не важным для них. Находясь на земле, они уже были гражданами обителей небесных. Среди этого сонма подвижников особым светом сияет блаженный Максим.  
К сожалению время не сохранило подробного жизнеописания этого святого, который подвизался в трудное для Святой Руси время XV века. То татарское иго, то засуха, то голод и моровая язва томили бедный русский народ. На фоне этого, подвиг блаженного Максима, являющий великое терпение, вселял в людей надежду, тем более, что святой непрестанно повторял в назидание следующие слова: “Хоть люта зима, да сладок рай; оттерпимся и мы люди будем”.
Посвятив себя на служение Богу и ближним, блаженный Максим еще в юношеские годы оставил свое родное жилище и сродников, чтобы подвизаться для вечной жизни в подвиге юродства во Христе. День и ночь он скитался по центральной части первопрестольного града почти нагим, не взирая ни на зной, ни на зимнюю стужу. Вольным терпением своим блаженный учил своих сограждан терпению и самоисправлению. Его поговорки, которые он часто говорил людям, стали со временем народным достоянием и, сегодня, являются уже народными пословицами, занимающими свое место в различных словарях.
Обличая богатых купцов и московскую знать, блаженный Максим говорил: “Божница домашня, а совесть продажна; По бороде Авраам, а по делам Хам; Всяк крестится, да не всяк молится”.  Обращаясь же к исстрадавшемуся народу, святой наставлял: “Не все по шерсти, ино и напротив; За дело побьют, повинись, да пониже поклонись; Не плачь битый, плач небитый”. Стяжав от Бога дар прозорливости, он щедро делился им со своими ближними. Встречаясь на улицах с нераскаянными грешниками, святой Максим грозно обращаля к ним: “Бог всяку правду сыщет. Ни Он тебя, ни ты Его не обманешь”. И часто в людях, как отклик на это обличение, возникало покаянное чувство и ангелы на небесах в этот день ликовали, обретая на земле еще одного покаявшегося человека.
Москвичи очень любили своего праведника и, когда 11 ноября 1433 года блаженный преставился, его честные останки были погребены в центре Москвы у церкви Св. Бориса и Глеба на Варварке. После погребения святого, на его могиле совершалось множество чудес и исцелений.  
В 1568-м году вместо деревянной церкви был возведен белокаменный храм и освящен в честь упокоенного в нем святого Максима. В 1698-1699 г.г. обветшавший храм практически полностью разобран и отстроен заново на средства купцов Верхивитинова и Шаровникова. При его возведении были обретены честные мощи угодника Божия, которые и почивали в этом храме до трагичного для русской истории 1917 года.  
Храм сильно пострадал при пожаре 1737-го года, после чего капитально реконструирован, а в 1827-29 гг вместо старой одноярусной колокольни возведена новая – двухъярусная.
Примечательно, в 20-х годах ХХ века в храме служил регентом молодой инок Платон - будущий Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен (1971-1990 гг).  
В 30-х годов храм был закрыт, разорен, снесены колокола и даже купол. Отреставрирован в в 1965-67 гг. Возвращен РПЦ в 1991-м году. С 1994-го – возобновлены богослужения. После революционного лихолетья и закрытия храма мощи блаженного Максима, Христа ради юродивого бесследно исчезли.
Память этого святого угодника Божия совершается Церковью дважды в году - в день его блаженной кончины 11(24) ноября, и в день чудесного обретения его многоцелебных мощей 13(26) августа. В эти дни в храме св. Максима на Варварке уже несколько лет совершается праздничное богослужение.