Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Собор Священномученников Лопасненских

Миссионерский отдел Московской епархии

Незнакомое православие

Православная библиотека мобильное приложение

Православный молитвослов мобильное приложение

27 сентября 2017 года.

Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня.

Воздвижение Честного и Животворящего Креста ГосподняВоздвижение Честного и Животворящего Креста ГосподняВеличаем Тя, Живодавче Христе, и чтим Крест Твой святый, имже нас спаслеси от работы вражия.

27 сентября празднуется Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня - двунадесятый праздник, установленный в память обретения Креста Господня, которое произошло в Иерусалиме около Голгофы - на месте Распятия Иисуса Христа.
Если сравнить Воздвижение с другими двунадесятыми праздниками, то можно отметить, что этот праздник имеет свои особенности. Он и величествен и грустен. С одной стороны, он напоминает о торжестве Христа над смертью, а с другой - о Его страданиях на Кресте и о греховности людей.

Вскоре после Распятия Христа, святой Крест был утерян. Существует три версии предания его обретении. Согласно наиболее древней (IV-V вв.), святой Крест находился под языческим святилищем Венеры. Напомним, что после разрушения Иерусалима римскими войсками Святые места, связанные с земной жизнью Спасителя, оказались в забвении, а позже, при Адриане, на месте некоторых из них были построены языческие храмы. Город разрушили полностью, по слову Спасителя, Который предсказывал, что «не останется здесь камня на камне».
Но прошло несколько столетий, и во главе Римской империи стал принявший христианство после чудесного явления ему знака Креста император Константин. Ему хотелось восстановить память о земной жизни Спасителя, а его мать императрица Елена горячо желала поехать в Святую землю: найти места земной жизни Христа и среди них в особенности Крест, на котором Господь был распят и гроб, в котором Он был погребен.
Когда языческое святилище было разрушено, обнаружилось три креста, а также табличка (титло) с надписью, сделанной по приказу Пилата на латинском, греческом и еврейском языках «Иисус Назорей, Царь Иудейский», и гвозди, которыми Он был пригвожден.
Для того чтобы узнать, какой именно из крестов - тот, на котором был распят Господь, Иерусалимский епископ Макарий предложил приложить поочередно каждый из крестов к тяжелобольной женщине. Когда та исцелилась после прикосновения к одному из крестов, все собравшиеся прославили Бога, указавшего на Истинное Древа Креста Господня, и святой Крест был поднят епископом Макарием для всеобщего обозрения.
Предстоятель Иерусалимской Церкви его поднимал, т.е.  воздвигал (отсюда - Воздвижение), поочередно обращая ко всем сторонам света,  чтобы все верующие могли если не прикоснуться к святыне, то хотя бы увидеть ее.
Точная дата обретения святого Креста неизвестна – по всей видимости, это произошло где-то в 325-326 гг. После обретения святого Креста, император Константин начал строительство целого ряда храмов, где должны были совершаться богослужения с подобающей торжественностью, а около 335г ода была освящена воздвигнутая непосредственно возле Голгофы и пещеры Гроба Господня большая базилика Мартириум. День Обновления (т.е. освящения) Мартириума и других построек на месте Распятия и Воскресения Спасителя 13 или 14 сентября стал праздноваться ежегодно с большой торжественностью, а воспоминание обретения святого Креста вошло в праздничное торжество в честь Обновления.
Царица Елена до окончания строительства храма не дожила. Но она успела сделать главное дело своей жизни: поспособствовала утвердиться христианству как самой крупной - и на тот день, и сейчас - мировой религии. За что и была названа равноапостольной - то есть равной апостолам по степени значимости для Церкви. Царица Елена разделила крест на две части: одну поместила в серебряную раку и оставила в Иерусалиме, другую увезла в столицу Византийской империи, Константинополь. По дороге она оставляла небольшие частицы Креста в основанных ею же монастырях, так как каждому христианину хотелось прикоснуться к святыне, а совершить для этого путешествие в Иерусалим или Константинополь была возможность далеко не у каждого. И царица Елена посчитала нужным сделать именно так — разделить крест на частицы. К середине IV в., как свидетельствует святой Кирилл Иерусалимский, частицы Истинного Древа распространились по всему христианскому миру.
Позже, в VII веке, стали вспоминать еще одно событие: возвращение Креста Господня в Иерусалим из Персии (это современный Иран). Христианскую святыню, разбив греческое войско, захватил в плен персидский царь Хозрой II. Отвоевать ее удалось только через 14 лет, когда греки разбили персов. Животворящий Крест с великим торжеством и благоговением был принесен в Иерусалим. Его сопровождал Патриарх Захария, который все эти годы был в плену у персов и неотлучно находился рядом с Крестом Господним. Великую святыню пожелал нести сам император Ираклий. По преданию, у ворот, через которые нужно было пройти на Голгофу, император внезапно остановился и, как ни пытался, не мог сделать ни шагу. Святой Патриарх объяснил царю, что путь ему преграждает ангел, ведь Тот, Кто нес на Голгофу Крест для искупления мира от грехов, совершил свой Крестный путь, будучи униженным и гонимым. Тогда Ираклий снял корону, свой царский наряд, оделся в простую одежду и… беспрепятственно вошел в ворота.
Место обретения Честного и Животворящего Креста Господня - сейчас внутри Храма Воскресения Христова или Храма Гроба Господня. Оно так и называется - придел Обретения Креста. В этом приделе в пол встроена плита красного мрамора с изображением православного креста. Здесь Крест Господень изначально и хранился.

Праздник Воздвижения Креста Господня изначально был связан с праздниками в честь освящения Мартириума и ротонды Воскресения, т.е. тем событиям, которые и сегодня празднуются 26 сентября и называются в церковном обиходе «Воскресением словущим».
По мнению ряда исследователей, праздник Обновления стал христианским аналогом ветхозаветного праздника Кущей, одного из трех главных праздников ветхозаветного богослужения, отмечавшегося на 15-й день седьмого месяца по еврейскому календарю (этот месяц примерно соответствует сентябрю), тем более что освящение Соломонова храма также произошло во время Кущей.
Начиная с VI в., Воздвижение Креста Господня  постепенно становилось более значительным праздником, чем праздник Обновления. Само слово «Воздвижение» среди сохранившихся памятников впервые встречается у Александра Монаха (527-565 гг.), автора похвального слова Кресту, которое должно читаться на праздник, согласно многим литургическим памятникам византийской традиции.
Впоследствии Воздвижение стало основным праздником и получило большое распространение на Востоке, особенно после победы императора Ираклия над персами и торжественного возвращения святого Креста из плена в марте 631 г. (с этим событием связаны также установление календарных памятей Креста 6 марта и в Крестопоклонную неделю Великого поста). Праздник же Обновления иерусалимского храма Воскресения, хотя и сохранился в богослужебных книгах вплоть до настоящего времени, сделался предпраздничным днем перед Воздвижением Честного и Животворящего Креста Господня.