14 августа 2023 года
Происхождение (изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня.
Первый Спас / Медовый Спас.
14 августа начнется Успенский пост и пост начнется с празднования древнего христианского события - с Первого или Медового Спаса. По церковному календарю этот праздник наречен: «Происхождение (изнесение) древ Животворящего Креста Господня» и «Празднование Всемилостивому Спасителю и Пресвятой Богородице». В этот праздник в храмах полагается вынос Креста и поклонение ему.
Происхождение (изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня.
В Константинополе ещё в IX в. по причине болезней, весьма часто бывавших здесь в самое жаркое августовское время, установился обычай 31 июля (13 августа по новому стилю) выносить (износить) из царской сокровищницы для исцеления людей тот самый Крест, на котором был распят Господь наш Иисус Христос. Этот Крест полагали в Софийском соборе, и народ, прикладываясь к нему, исцелялся. 14 августа Крест снова возвращался в царские палаты, и в этот день был обычай торжественного освящения воды на источниках. Канон Животворящему Кресту был написан Георгием, епископом Амастридским, в VIII веке.
Русское название праздника «происхождение» - неверный перевод греческого слова, которое означает торжественную церемонию, крестный ход. Поэтому в название праздника добавлено слово «изнесение».
В Русской Церкви это празднество соединилось с воспоминанием Крещения Руси 1 августа 988 года. В "Сказании действенных чинов святыя соборныя и апостольския великия церкви Успения", составленном в 1627 году по повелению Патриарха Московского и всея Руси Филарета, дается такое объяснение праздника 1 августа: "А на происхождение в день Честного Креста бывает ход освящения ради водного и просвещения ради людского, по всем градам и весем".
Известие о дне Крещения Руси сохранилось в хронографах ХVI века: "Крестися князь великий Владимир Киевский и вся Русь августа 1". Если мы внимательно посмотрим в православный календарь, то увидим, что 14 августа слились воедино три праздника: Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня, поклонение Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице. Рядом стоит дата этого удивительного слияния - 1164 год.
В 1164 году по Промыслу Божию случилось так, что в один и тот же день, 14 (1 августа по старому стилю), императору Византийскому Мануилу и великому князю Владимирскому Андрею Боголюбскому Господь даровал победу над врагами. Император в решающей битве одолел турецкого султана, а Андрей Боголюбский победил языческое племя волжских болгар, совершавших грабительские набеги на Русские земли.
Святой благоверный князь Андрей Боголюбский всегда шёл на брань с крестом и чудотворной Владимирской иконой Божией Матери. Перед выступлением в поход все его воины исповедовались и причащались. Князь Андрей говорил им, что крест его главное оружие, а не мечи и копья, и что без помощи Божией бессильны будут храбрость и численность войска. Воины Андрея Боголюбского на коленях молились пред Владимирской иконой и честным крестом Христовым.
Летописи сохранили для нас эту молитву, составленную князем-мучеником: "Владычица, родившая Христа Бога нашего! Всякий, надеющийся на Тебя, не погибнет. И мы, рабы твои, имеем в Тебе стену и покров, и Крест Сына Твоего, как оружие обоюдоострое на врагов. Умоли Спасителя мира, Которого держишь на руках Своих, чтобы сила крестная была, как огонь, попаляющий врагов, хотящих вступить в брань с нами, и Твое всесильное предстательство да поможет нам одолеть их".
Как известно, Андрей Боголюбский не проиграл ни одного сражения. И болгары, после ожесточённой битвы, были обращены в бегство. Во время этого похода русские взяли пять богатых торговых городов на Волге и на Каме. С того времени Волга - русская река. Возвратясь в свой стан, воины узрели чудо, показавшее им, что Господь и Матерь Божия благословили их победу. Летопись повествует, что от Владимирской иконы исходили светлые, подобные огненным, лучи, осиявавшие всё войско.
В этот же день подобное чудо исхождения сияния от иконы Божией Матери, шедшей вместе с Крестом впереди византийского войска, узрели полки императора Мануила после победы над турецким султаном.
Император и князь торжественными посланиями известили об этом друг друга и постановили вместе с Патриархом Константинопольским совершать каждый год 1/14 августа праздник Изнесения Честнаго Креста с торжественным освящением воды и благодарением Всемилостивого Спаса и Пречистой Его Матери за дарование победы православным христианам над врагами. Эта мысль звучит и в составленном тогда же тропаре Кресту Христову, который все мы хорошо знаем: "Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое. Победы православным Христианом насопротивныя даруя и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство".
Празднование в честь Всемилостивого Спаса гораздо глубже, чем воспоминание о военных победах. Это - прежде всего праздник веры в безграничное милосердие Божие, в то, что Бог по Своей благости необычайно близок к человеку и готов защитить его от всяких бед и напастей. Эта мысль оказалась весьма близка верующим сердцам русских людей. Отсюда и убеждение, что нравственная, духовная сила превосходит силу грубую физическую. С самого начала христианства на Руси русские люди знали силу горячих молитв, искреннего покаяния и подвигов благочестия, и заповедь о милосердии старались сделать законом жизни.
Этот день, 14 августа, святые отцы советуют нам посвятить творению добрых дел, да дарует за милосердие Отец Небесный нам победу над страстями и вечное блаженство, по молитвам Богородицы и Всемилостивого Спаса, силою Честнаго Животворящего Креста.
Традиции старины.
14 августа - Первый Спас, Спас медовый, Спас на воде. Это - первый из трех августовских праздников, посвященный Спасителю, Иисусу Христу. В русских православных деревнях первый Спас справляли без особой пышности - в эту пору крестьянину не до гуляний: нужно и косить, и пахать, и сеять; "август - каторга", говорится в пословице. Но целый ряд традиций соблюдался. С 14 августа начинали собирать мак. Устанавливался строгий двухнедельный Успенский пост. Устраивали так называемые "сиротские и вдовьи помочи", когда всем миром помогали самым бедным и слабым жителям деревни. Многого за работу не спрашивали, трудились "за угощение", а то и сами приносили на вдовий двор всяких припасов.
Назывался Первый Спас еще и Медовым, и вот почему: считалось, что с этого дня пчелы перестают носить медовую взятку с цветов. Строгие блюстители народных обычаев только с первого Спаса начинали есть мед, освятив его предварительно в церкви. А вечером обступала пасеку толпа ребят и подростков с чашками, а то и просто с сорванными поблизости листьями лопуха. Приходили они получить свою "ребячью долю", зная, что не обнесут, не обделят их в медовый праздник ни на одном пчельнике.