Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Миссионерский отдел Московской епархии

Незнакомое православие

Православная библиотека мобильное приложение

Православный молитвослов мобильное приложение

19 августа 2017 года

Преображение Господне.

Второй Спас / Яблочный Спас.

Преображение ГосподнеПреображение Господне

Преображение Господа Бога нашего Иисуса Христа произошло более двух тысяч лет назад, во время земной жизни Спасителя. Тогда Господь много ходил по земле, встречался с людьми и учил их тому, как нужно жить, чтобы достигнуть Царства Небесного. Господь говорил, что Царствие Небесное - это самое ценное, и что его надо искать прежде всего.
Однажды Господь сказал Своим ученикам: "Истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе". Неужели это возможно? – подумали ученики. Но вот прошло шесть дней, и Спаситель, взяв с собой Петра, Иакова и его брата Иоанна, пошел с ними на гору, чтобы помолиться. Эта гора была самой высокой в израильской земле и называлась она Фавор.
Подъем в гору был крутой и долгий, палило нещадное солнце. На вершине Господь начал молиться. И тут произошло невиданное - лицо Его просияло как солнце и одежды Его сделались белыми как свет! Но это было еще не все чудо. Рядом со Христом апостолы увидели двух древних пророков - Моисея и Илию. Они стояли рядом со Спасителем и разговаривали с Ним.
И увидев это, апостолы только и могли выговорить от восторга: "Господи! Хорошо нам здесь быть!" Действительно, они очень хотели, чтобы это видение никогда не прекращалось. Забыв обо всем и не зная, как еще выразить свою радость, Петр предложил Господу: "Если хочешь, сделаем здесь три кущи (то есть палатки): Тебе одну, и Моисею одну и одну Илие".
И вдруг, среди этого блаженства, пока Петр еще говорил, на гору вдруг спустилось светлое облако, и из него раздался голос: "Вот Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте".
Это говорил Сам Бог Отец. Апостолы очень испугались, услышав этот Небесный глас, и даже упали лицом на землю. Но Христос подошел к ним и ласково сказал: "Встаньте и не бойтесь". Ученики поднялись с земли, оглянулись кругом, но никого кроме Христа не увидели. Господь и апостолы оглянулись кругом, но никого кроме Христа не увидели. Господь и апостолы стали спускаться вниз. И тут Спаситель сказал ученикам, чтобы они никому не рассказывали о том, что видели, пока Он не воскреснет из мертвых. Это были такие странные слова, что апостолы даже не поняли их и поэтому стали спрашивать друг друга: "Что это значит - воскреснуть из мертвых? Разве это может быть?"
Но прошло время, и теперь мы с вами знаем, что Христос воскрес. Точно так же однажды воскреснут и все люди, когда-либо жившие на земле. И в тот великий день все праведники тоже преобразятся, просветятся, словно солнце, станут подобными Господу, и радости их не будет конца.
Больше двух тысяч лет помнят о нем люди, да и сама природа словно напоминает нам о нем. На горе Фавор, в Палестине, на том самом месте, где произошло чудо Преображения Господня, в этот день можно будет наблюдать нечто невероятное. Здесь каждый год в один и тот же день над вершиной горы собирается огромное облако, которое на следующий день бесследно исчезает. Это облако - словно напоминание о том облаке, из которого около двух тысяч лет назад раздался голос Бога Отца. И вот что удивительно - до дня праздника и много дней после него небо бывает абсолютно чистым: август - месяц в тех краях самый жаркий и засушливый, солнце палит изо всей силы! Облако появляется и спускается только в день праздника. Ну, разве это не чудо?
Празднованием Преображения Господне Церковь торжественно исповедует и прославляет соединение Божества и человечества в лице Иисуса Христа. Своим Преображением Господь благоволил предохранить Своих учеников от уныния и возвел их к высшему упованию среди бедствий, которые должны были постигнуть их в мире. Святая Церковь празднованием Преображения Господне в небесную славу, уготованную и всем нам, нравственно утешает и нас во время земного странствования, исполненного лишений и скорбей, внушая, что за кратковременными печалями воссияет слава вечного блаженства, в которой будет участвовать и наше тело.
Идущим по пути креста праздник Преображения Господня внушает, что для нашего преображения из тьмы греха в свет истины и добродетели, открывающей двери рая, необходимы беспристрастие к прелестям мира и молитва. Ибо Господь для Своего  Преображения не без причины взошел на высоту, удалявшую Его от нашего, дольнего мира, и, вознесши тело Свое на гору, отсюда молитвенно и духом вознесся на небо и преобразился во славу. Как призывает нас в этот день Церковь - "Сиянием добродетелей просвещашеся, взыдем на гору святую, да узрим Божественное Господне преображение. Гору превысокую - сердце очищено от страстей имущий, узрим Христово преображение, просвещающее ум наш".
Преображение Господне было в феврале, незадолго до страданий Спасителя, но Святая Церковь празднует Преображение в августе, потому что празднование в феврале пришлось бы на дни св. Четыредесятницы, на дни великопостные, покаянные, тогда как праздник Преображения Господня предзнаменует собой будущий век.
Праздник Преображения установлен 19 августа потому, что 27 сентября празднуется Воздвижение Креста Господня, в которое вторично совершается празднование и воспоминание страстей Христовых, а так как Преображение было за сорок дней до распятия Спасителя, то святые отцы, отсчитав от праздника Воздвижения Креста Господня сорок дней, установили праздновать Преображение 19 августа.
Праздник Преображения Господня, по важности события, - великий и двунадесятый. К особенностям этого праздника относится то, что в этот день освящаются гроздие (виноград) и начатки плодов. В России в тех местах, где виноград не растет, освящаются в этот день яблоки. Этот обычай - священный и знаменательный. Первые плоды нового урожая приносили к алтарю и в Ветхом Завете, по Закону Моисееву: "Начатки плодов земли твоей приноси в дом Господа, Бога твоего" (Исх. 23, 19); "Когда придете в землю, которую Я даю вам, и будете жать на ней жатву, то принесите первый сноп жатвы вашей к священнику" (Лев. 23, 10); "Чти Господа от имения твоего и от начатков всех прибытков твоих" (Притч. 3, 9). Правилами Апостольскими и Соборными также определено приносить первые колосья, плоды и овощи для освящения их молитвой и благословением.
Приношением и благословением плодов и колосьев Церковь внушает, что в ней все – от человека до растения – должно быть посвящено Богу, как собственность Божия и на употребление ее призвано благословение Божие. Ибо "Господня земля и что наполняет ее, вселенная и все живущее в ней" (Пс. 23, 1).
А чтобы нам с вами быть причастными в этот день к чуду Преображения, во всех храмах 19 августа будут освящаться плоды нового урожая, дарованного нам Богом. В этот день мы будем молиться, и Господь освятит их, наполнит благодатью.