Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Как правильно подавать записки

Церковная записка, подаваемая «О здравии» или «О упокоении», которая, наравне со свечой, является наиболее массовым церковным обращением людей ко Господу, Богородице и святым угодникам Божиим - сравнительно недавнее явление.
В тех семьях, где с уважением относятся к традициям православного благочестия, имеется помянник, особая книжечка, в которую записывают имена живых и умерших и которая подается во время богослужения для поминовения. Книжки помянников и сейчас можно приобрести в храмах или магазинах православной книги.
Помянник - это запись на память потомству о живших на земле предках, что делает помянник книгой, важной для каждого христианина, и заставляет относиться к ней с уважением. Помянники хранят в чистоте и опрятности, около домашних икон.
Церковная записка, в сущности, - разовый помянник и требует к себе такого же уважения.
Записка, подаваемая без изображения креста, написанная неряшливым, неразборчивым почерком, свидетельствует о непонимании священной важности и высокого назначения записей имен живых и усопших для их поминовения.
В записках, подаваемых для поминания, пишут имена только тех, кто крещен в Православной Церкви.
Первая записка, подаваемая нами, - «О здравии».
Понятие «здравие» включает не только здоровье, физическое состояние человека, но и его духовное состояние, и материальное благополучие. И если мы молимся о здравии человека, который сделал много зла, то это не значит, что мы желаем, чтобы он в дальнейшем пребывал в таком же состоянии, - нет, мы молим Бога, чтобы Он помог ему перемениться.
В эту записку следует записать всех, кому мы желаем здравия, спасения и благоденствия.
Слово Божие учит, что каждому необходимо молиться не только за себя, но и за других: молитесьдруг за друга (Иак. 5, 16). На этой общей молитве друг за друга и строится Церковь.
В императорской России все молебны начинались с имени Государя Императора, от «здравия» которого зависела судьба не только всей России, но и каждой семьи, каждого православного. Сейчас мы должны первым написать имя нашего патриарха, а за ним - архипастыря, то есть преосвященного архиерея, поставленного от Бога духовного владыки, приносящего Господу молитвы за врученную ему паству.
Так поступают многие христиане, так учит Священное Писание: прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте, ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу, Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины (см.: 1 Тим. 2, 1-4).
Затем, во исполнение слов апостола: Поминайте наставников ваших (Евр. 13, 7), пишется имя вашего духовного отца, священника, который вас наставляет, заботится о спасении вашей души, молит о вас Господа.
Затем пишутся имена родителей, свое имя, имена членов своей семьи, близких и родных. Каждый должен молиться о здравии и благополучии своей семьи: если же кто о своих и особенно одомашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного (1 Тим. 5, 8).
За своей семьей и родными впишите имена ваших благодетелей. Если они сделали вам добро, то и вы должны желать им добра и просить для них и блага у Господа, чтобы не оставаться перед ними в долгу: отдавайте всякому должное... Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимнойлюбви; ибо любящий другого исполнил закон (Рим. 13, 7-8).
Наконец, если у вас есть недоброжелатель, обидчик, завистник или даже враг, впишите его имя для молитвенного поминовения, по заповеди Господа: любите врагов ваших, благословляйтепроклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас(Мф. 5, 44). Молитва за врагов - обязанность христианина, его отличительный признак. Господь Иисус Христос сказал: если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? …Ведь такпоступают и язычники (Мф. 5, 46, 47).
Молитва за врагов, за враждующих - великая сила для прекращения вражды иводворения мира. Сам Спаситель молился за врагов. Известно множество случаев, когда один из враждующих вписывал имя своего недоброжелателя в записку о здравии рядом со своим именем - и вражда прекращалась, бывший враг становился доброжелателем.
Вторая записка, подаваемая нами, - «О упокоении». В ней мы пишем имена наших усопших родственников, знакомых, учителей, благодетелей, всех, кто нам дорог.
Как молимся мы о живых, так должны молиться и за умерших - и не только за ближайших родственников, но и за весь свой род, за благодетелей и за сделавших нам зло, и вообще за всех православных христиан.
Умершие, хотя и отошли от нас, продолжают жить невидимой для нас духовной жизнью пред очами Божиими, так как Сам Господь говорит в Святом Евангелии: Бог же не есть Бог мертвых, ноживых, ибо у Него все живы (Лк. 20, 38).
Мы верим, что наши усопшие родные (а имен многих из них мы часто и не знаем) молятся о нас, своих потомках.
Мы, живущие на земле, составляем с отшедшими от нас одну Церковь, одно тело, имеющее одну Главу - Господа Иисуса Христа. Живем ли - для Господа живем; умираем ли - для Господа умираем: и потому, живем ли или умираем, - всегда Господни. Ибо Христос для того и умер, и воскрес, и ожил, чтобы владычествовать и над мертвыми и над живыми (см.: Рим. 14, 8-9).
Единство и общение наше с умершими особенно чувствуется во время усердной молитвы за них. Она производит на душу молящегося чрезвычайно глубокое действие и впечатление, доказывая действительное общение души молящегося с душами тех, за кого возносится молитва.
Записки о живых и усопших подаются в первую очередь для поминовения за Божественной литургией, главным христианским богослужением, за которым совершается таинство преложения хлеба и вина в Тело и Кровь Христову и причащение верующих.
Записки должны начинаться с изображения креста - они вносятся в алтарь, читаются во время Божественной литургии (обедни). Далее должно быть написано «О здравии» или «О упокоении» и имена. В записках пишут имена только тех, кто крещен в Православной Церкви. Во время проскоми?дии (приготовительной части литургии) за тех людей, имена которых написаны в записке, священник вынимает частицы из просфор, а в конце литургии опускает эти частицы в святую Чашу, в которой находится Тело и Кровь Христовы, с молитвой: «Отмы?й, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею честно?ю, молитвами святых Твоих». Отсюда видно, как велико значение литургийного поминовения живых и усопших.
Кроме того, можно отдельно подать записки о поминовении на молебне и панихиде. Записки обычно подают там же, где приобретают свечи - за «свечным ящиком».
В некоторых храмах принимают так называемые заказные записки. Следует помнить, что различие цены записок отражает лишь разницу в сумме вашего пожертвования на храмовые нужды.
Когда подается заказная записка о здравии, то, как и при обычном поминовении, вынимаются частицы из просфоры и дополнительно диакон гласно читает имена поминаемых на ектении. Если в этот день бывает молебен, то заказные записки будут прочитаны и на молебне.
То же происходит и с заказной запиской о упокоении - и здесь, после изъятия частиц с называнием имен усопших, диакон гласно произносит их имена на ектении, и дополнительно усопшие поминаются на панихиде, которая служится до литургии или после ее окончания.
Чтение поминаний вслух совершается в основном для утешения верующих и из снисхождения к тем, которым приятно бывает услышать чтение своей записки. Господь же одинаково слышит и произнесенное вслух с амвона, и прочитанное про себя в алтаре. Чтение записок вслух имеет и отрицательные стороны - почти всегда, кроме особых случаев, это противоречит церковному Уставу и неоправданно затягивает богослужение.
Сорокоусты- это поминовение, которое совершается Церковью ежедневно в течение сорока дней. Каждый день в течение этого срока на проскомидии вынимается частица из просфоры. Как правило, сорокоуст о упокоении заказывается в первые же дни по смерти христианина. Часто - в самый день отпевания. Это церковное поминовение помогает душе проходить частный суд («мытарства») после отшествия из тела.
«Сорокоусты, - пишет святой Симеон Солунский, - совершаются в воспоминание Вознесения Господня, случившегося в сороковой день после Воскресения, - и с той целью, чтобы и он (умерший), восстав из гроба, вознесся в сретение (то есть навстречу) Судии, был восхищен на облацех, и так был всегда с Господом».
Сорокоусты заказываются не только о упокоении, но и о здравии, особенно о тяжелобольных.
Поминовение живых или усопших за литургией можно заказать на месяц, на полугодие, на год, на несколько лет.
Молебен - это особое богослужение, при котором просят Господа, Богородицу, святых о ниспослании милости или благодарят Бога за получение благ. В храме молебны совершаются перед литургией или после нее, а также после утрени и вечерни.
Общественные молебны совершаются в дни храмовых праздников, на Новый год, перед началом учения детей, при стихийных бедствиях, нашествии иноплеменников, при эпидемиях, в бездождие и так далее.
Другие молебны принадлежат к частному богослужению и совершаются по просьбам и нуждам отдельных верующих. Бывают молебны на освящение дома, перед началом доброго дела или путешествия, молебны о болящих, благодарственные и многие другие.
Записка на молебен начинается начертанием восьмиконечного креста с указанием, кому совершается молебен - Господу, Божией Матери или святому. Затем пишется «О здравии» и перечисляются имена тех, о ком будет возноситься молебное пение.
При желании можно заказать водосвятный молебен, - в этом случае совершается малое освящение воды, которая потом раздается верующим.
К частному богослужению относится и панихида - моление об умерших.
Записка на панихиду также начинается с изображения восьмиконечного креста, под которым пишется «О упокоении» и перечисляются имена усопших.
Панихиды можно совершать сразу же после кончины человека. Кроме того, принято их совершать на третий, девятый и сороковой день после смерти, и в дальнейшем в дни рождения и смерти усопшего, дни именин и в другие дни, по усердию.
Уставная панихида - довольно длинное богослужение. Существует и краткое моление об усопших - заупокойная лития.