13 сентября 2022 года.
Положение честного пояса Пресвятой Богородицы.
Положение честного пояса Пресвятой Богородицы
Богоро́дице Присноде́во, челове́ком покро́ве, Ри́зу и По́яс пречи́стаго Твоего́ телесе́, держа́вное гра́ду Твоему́ обложе́ние дарова́ла еси́, безсе́менным Рождество́м Твои́м, нетле́нна пребыва́ющи: о Тебе́ бо и естество́ обновля́ется и вре́мя, тем же мо́лим Тя, мир гра́ду Твоему́ дарова́ти, и душа́м на́шим ве́лию ми́лость.
Пояс Пресвятой Богородицы был одной из трех главных святынь Константинополя, связанных с земной жизнью Божией Матери: кроме Пояса, в Царьграде хранились Риза Девы Марии и икона Божией Матери Одигитрии, написанная, евангелистом Лукой.
До конца IX века не существовало никаких письменных упоминаний о данной реликвии. Впервые письменно упоминается происхождение пояса Богородицы в Минологии Василия II и в Синаксаре Константинопольской церкви, оба источника X века.
По преданию, Святая Дева Мария собственноручно соткала пояс из верблюжей шерсти и после Своего Успения явилась к апостолу Фоме, не успевшему к погребению Божией Матери и скорбившему об этом, и отдала ему пояс, дабы утешить верного ученика Христова. Вверенная апостолу Фоме святыня, в первые века преемственно хранилась в Иерусалиме у благочестивых христиан.
Синаксарь Константинопольской церкви повествует, что пояс Богородицы хранился в городе Зила (территория современной северной Турции), а при императоре Юстине II (565—578 годы) пояс был перенесён в Константинополь в Халкопратийскую церковь, в храме для хранения пояса была устроена отдельная часовня Агиа Сорос (Святой Ковчег). В конце IX века Иосиф Песнописец написал канон для праздника положения пояса в Халкопратии.
В Минологии Василия II рассказывается, что пояс и риза Богородицы хранились в Иерусалиме и при императоре Восточной Римской империи Аркадии (395-408), были перевезены в Константинополь, где пояс был помещен в ковчег и запечатан золотой печатью императора Аркадия с указанием года и точного дня этого великого события и торжественно положен в Халкопратийскую церковь.
На протяжении столетий ларец с Поясом Богоматери не открывали, но спустя пять веков после Положения Пояса в Халкопратийском храме, при императоре Льве VI Мудром (886-911), его жене, которая долгое время страдала неизлечимой болезнью, было видение, что она избавится от своего недуга, если на нее возложат Пояс Пресвятой Богородицы. Император открыл ларец и обрел Пояс в целости и сохранности, сверкающим и чистым, будто сотканным вчера. Пояс был запечатан золотым хрисовулом императора Аркадия, на котором были указаны год и индикт Положения Пояса в Царьграде, а также точная дата этого события — 31 августа. По повелению императора Пояс Пресвятой Девы был возложен на голову страждущей императрицы Евфимием, будущим Патриархом Константинопольским, и та исцелилась. Все вознесли хвалу Христу Спасителю и Его Пречистой Матери. Благодарная императрица вышила Пояс золотыми нитями, и святая реликвия была снова положена в раку. Таким образом, случилось второе Положение Пояса.
В память о чуде, которое произошло и в честь двукратного положения, в XII веке в царствование Мануила I Комнина (1143-1180), был официально установлен праздник Положения честного пояса Пресвятой Богородицы, проводимый 31 августа. До того его чествовали 1 июля, в совместном праздновании с Честными Ризами Богородицы.
Пояс оставался в Константинополе до конца XII века, где был разделен на несколько частей, одну из которых византийские императоры брали с собой в военные походы. Среди последствий поражения Исаака Ангела от болгарского царя Асана в 1185 г. было то, что эта часть пояса была захвачена и увезена в Болгарию, а впоследствии перевезена в Сербию. Сербский князь Лазарь I передал часть Пояса вместе с частицей истинного Креста в дар Ватопедскому монастырю на святой горе Афон.
Остальные части Пояса, помимо монастыря Ватопед доныне хранятся на Кипре (в монастыре Троодитисса) и в Грузии в Влахернская церкови в Зугдиди. В последнем хранится часть Пояса, привезённая племянницей императора Романа III, ставшей женой грузинского царя Баграта IV. В начале XIX века Нино, дочь царя Георгия XII, после принятия российского подданства, прислала часть пояса в дар императору Александру I, который, украсив его драгоценными камнями, вернул обратно и повелел построить в Зугдиди церковь для хранения реликвии.
Глубоко символична дата празднования Положения Пояса Пресвятой Богородицы: этот праздник является продолжением праздника Успения Пресвятой Богородицы — он не только посвящен Божией Матери, но само событие дарования Пояса произошло в связи с Успением. В практике афонских монастырей эта связь еще очевиднее — на Афоне попразднство Успения продолжается вплоть до дня Усекновения главы св. Иоанна Предтечи, а ведь вслед за этим днем и его однодневным попразднством и совершается торжество Положения Пояса.
Тем самым, церковный год начинается с Рождества Пресвятой Богородицы, спустя неделю после церковного новолетия и заканчивается Успением Пресвятой Богородицы и связанным с ним праздником Положения Ее честного Пояса.
Годовой круг церковных праздников вновь и вновь напоминает нам о событиях, благодаря которым и стало возможно спасение человека, и такие его начало и конец ясно указывают на смиренный подвиг Той, что была избрана стать Матерью Христа; Той, между Рождеством и Успением Которой и наступило лето благоприятное совершенного Господом Иисусом Христом домостроительства спасения; Той, на Чье Предстательство и уповают все православные христиане.
Освящаемые на частях Пояса Божией Матери пояски раздаются верующим для ношения; многие женщины, имевшие ту или иную немощь, благодаря Предстательству Пресвятой Богородицы получили от них исцеление.